ПИСЬМО И.РАБИНОВИЧА В МИД ИЗРАИЛЯ



19 июня 1950 г.

В дополнение к моим письмам от 28 апреля 1950 г. и 24 мая 1950 г. сообщаю, что 11-12 июня я совершил с епископом Владимиром поездку в Хайфу, Назарет, Афулу, Тиверию и Яффу. Цель поездки — упорядочить вопросы, связанные с российской собственностью, зарегистрированной на имя Русской православной миссии в Израиле.

1. Приглашение для консультаций в Москву

В ходе поездки Владимир конфиденциально сообщил мне, что Патриарх пригласил его прибыть 8 июня в Москву для консультаций по вопросам русской собственности в Палестине. По мнению епископа, приглашение Патриарха имеет связь с совещанием представителей СССР на Ближнем Востоке, которое в те же дни должно состояться в Москве. Он полагает, что удостоился столь почетного приглашения, поскольку занимает четкую позицию по вопросу интернационализации Иерусалима.

«Не придавайте значения словам архимандрита Леонида, который пытается доказать правильность линии на интернационализацию Иерусалима», — добавил Владимир.

В этой связи он советовался со мной и выразил желание узнать мое мнение о том, что мы, евреи, могли бы порекомендовать России в противовес американской кампании проявлений дружбы, имевшей целью перетянуть Израиль на свою сторону.

Владимир также сообщил, что советский министр по делам религий Г.Карпов пользуется большим влиянием во всех вопросах, связанных с религией и церковью, в том числе на Ближнем Востоке.

Епископ полагает, что следует рекомендовать И.В.Сталину направить Г.Карпова в Палестину с целью прояснения вопросов, связанных с российской собственностью и положением православной церкви. Мы должны использовать представившуюся возможность и передать через Владимира наши требования к советскому правительству (репатриация, техническая помощь и т.д.).

2. Встреча с архимандритом Иерусалимского греческого патриархата Наркисом

Я сожалею, что Вы не смогли прибыть 24 мая 1950 г. на торжественное заседание под председательством епископа Владимира, в котором также приняли участие представители Иерусалимского греческого патриархата во главе с архимандритом Наркисом.

Как я уже сообщал Вам, у греков имеются претензии к Управлению по надзору за покинутой собственностью в Яффе. Они недовольны плохим отношением к монахам, которым не выплачивается арендная плата за помещение, занятое евреями в подворье Яффского монастыря.

Так же, по словам Наркиса, обстоят дела и в Рамле. В этой связи он просил от меня той же поддержки, какая была оказана русским. Я пообещал архимандриту, что, со своей стороны, готов оказать ему максимально возможную помощь.

Наркис сообщил, что Греческий патриархат всегда выступал против интернационализации Иерусалима. «Мы не можем, пребывая в Иерусалиме, выступать одновременно и против арабов, и против евреев. Когда Россия объявила о том, что выступает за интернационализацию, это явилось для нас большой неожиданностью. Однако сейчас Советы больше не поддерживают этот план, и мы, к счастью, можем идти рука об руку с нашим другом епископом Владимиром».

Спустя неделю я снова встречался с Владимиром и Наркисом. Последний на этот раз не выражал неудовольствия по поводу евреев и д-ра Аарона, секретаря киббуца в Кесарии. Наркис заключил с д-ром Аароном договор аренды земельных участков в окрестностях Кесарии, принадлежащих греческой церкви. О злоупотреблениях в Яффе и Рамле он вскоре должен сообщить мне через Владимира.

3. Назарет

Доверенное лицо Русской миссии и Российского православного общества в Назарете г-н Ади Хальк (бывший воспитанник и преподаватель русской семинарии в Назарете) сообщил мне о том, что, к сожалению, двое из трех православных членов назаретского городского совета переехали в Бейрут. Теперь из православных представителей там только один депутат, тогда как мусульман и католиков — по трое.

А.Хальк просил меня поставить перед компетентными властями вопрос о назначении в городской совет еще двух представителей православной общины. Я считаю, что следовало бы обратить внимание на кандидатуру самого А.Халька и, по возможности, назначить его одним из двух представителей православных.

4. Встреча с Рожковым и Егоровым

После того, как я довел до Вашего сведения и Тесл ера вышеупомянутые факты, я встретился с первым секретарем советской миссии Рожковым и генеральным консулом Егоровым. В продолжительной беседе был затронут вопрос о русской собственности в целом и о собственности советской миссии, в частности. В ходе беседы выяснилось, что г-н Рожков вскоре должен выехать в Москву, по-видимому, для участия в совещании, о котором говорил мне епископ Владимир.

Как Вам известно, еще год назад Рожков просил меня подробно рассказать о сионистском движении, возрождении иврита и т.п. На указанные темы я имел с ним три продолжительные беседы. По ходу бесед он делал записи, а затем попросил меня изложить все, что я говорил, письменно, с тем чтобы он мог донести до других, как он выразился, «правду о сионизме». Я обработав материал и в итоге у меня получилась 50-страничная брошюра. Перед тем как передавать бумаги Рожкову, я обратился за разрешением в Департамент пропаганды правления Еврейского агентства, откуда меня переадресовали к Вам.

Д-р Эльяшив получил от меня указанные бумаги, однако до своей поездки в Восточную Европу не нашел времени их просмотреть. После его возвращения они уже успели утратить свою актуальность.

Я не думаю, что следует вновь поднимать вопрос о передаче подготовленных мною бумаг Рожкову в связи с его поездкой в Россию. Вместе с тем, настоятельно необходимо представить ему небольшую памятную записку с нашими требованиями к России на данный момент (приложив к ней соответствующие пояснения), с тем чтобы он смог довести их до советской стороны на предстоящем совещании.

Разумеется, записка для него будет составлена от меня лично на том основании, что я имел с ним соответствующие беседы. Она сможет заменить собой тот объемный документ, который я ранее для него подготовил.

В заключение хотел бы просить Вас срочно принять решение о том, следует ли продолжать беседы на вышеупомянутые темы и если да, то дать мне указания, на что следует обратить внимание в преддверии совещания по палестинским делам, которое русские в ближайшее время намерены провести.

Как Вы могли убедиться, я имею возможность выразить наши пожелания в неофициальном порядке по двум каналам — церковному и дипломатическому. Жду Вашего решения о том, задействовать их или нет.

С глубоким уважением

Ицхак Рабинович

Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I. Книга 2: 1941-1953. — М.: Междунар. отношения, 2000.

карта сайта | История США |