ПИСЬМО ЧЖОУ ЯН ЗАМЕСТИТЕЛЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА «ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА» С.А. ДАНГУЛОВУ О СОСТАВЛЕНИИ ПОДБОРКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО РАССКАЗА


7 мая1956 г.

Дорогой товарищ Дангулов!

Ваше письмо получил еще до марта месяца. Очень сожалею, что так затянул ответ на Вашу просьбу.

Вы хотели бы, чтобы мы сделали для журнала «Иностранная литература» подборку современного китайского рассказа, которая включила бы в себя лучшие произведения за последние 2050 лет объемом до 50 тысяч иероглифов. Мы чувствуем, что это для нас довольно затруднительно. Вопервых, трудно было бы охватить все лучшие произведения за 30 лет в подборке такого объема; вовторых, лучшие образцовые произведения этого периода, произведения таких писателей, как Лу Синь, Мао Дунь, Лао Шэ, Чжао Шули в большинстве своем уже переведены на русский язык, и рекомендовать их для публикации в Вашем журнале было бы не целесообразно. В то же время без этих лучших произведений подборка была бы, очевидно, неполной. Поэтому, обдумав Вашу просьбу, мы выбрали семь вещей, опубликованных за последние два три года. Это произведения, правдиво отражающие труд и борьбу народа нашей страны, дающие образы передовых людей из среды народа. В подавляющем большинстве они написаны молодыми авторами. Эти произведения в той или иной степени отражают новый облик жизни и литературы китайского народа. К письму прилагается сопроводительная записка рекомендательного характера. Не знаю, сможем ли мы таким образом както удовлетворить Вашу просьбу.

Оставляем все на Ваше усмотрение.

С приветом

Чжоу Ян.

Рекомендательный список произведений китайских писателей:

«Письма издалека» Линь Мохань, Лю Байюй, «Рассвет на берегу реки» Цзюнь Цин, «Клен» Хэ Гуянь, «Не по тому пути» Ли Чжунь, «Белый флажок» Цзе Сюэпэй, «Акушерка горной деревни» Хуа Ши, «Контролер Е Ин» Нань Дин.

Эти семь произведений выбраны из сотен, опубликованных за последние два года в наших различных печатных органах, и являются частью из множества сравнительно хороших произведений.

Объектом нашей литературы в последнее время были жизнь и борьба крестьянства. Большинство появившихся за последние два года произведений также посвящены изображениям жизни деревни. Однако теперь писатели уже не только описывают, каким образом крестьяне освободились изпод жесткого феодального гнета, но и показывают, как под руководством компартии они вступают на путь социалистического кооперирования. Многие писатели показывают, как крестьяне отрываются от сложившейся веками системы частной собственности, как они переходят от индивидуального производства к коллективному. С глубокими, бурными общественными преобразованиями претерпевают заметные изменения и психология и сознание крестьянства.

В рассказе Ли Чжуня «Не по тому пути» вскрыто новое классовое расслоение в китайской деревне после аграрной реформы, показана борьба социалистических и стихийнокапиталистических сил в деревне. В произведении Цзи Сюпэя «Белый флажок» показаны новые взаимоотношения между мужчиной и женщиной в китайской деревне. Прошло то время, когда бедность была причиной ругани и драк между ними, то, из-за чего они спорят сейчас это вопрос о том, как относиться к их общему делу. Произведение Хуа Ши «Акушерка горной деревни», в

котором описывается вдохновенная, отважная работа женщиныакушерки, показывает, как ветер новой жизни проносится над деревушкой, затерявшейся в глуши гор, как новое побеждает старые предрассудки и обычаи крестьян.

В произведениях «Письма издалека» Лю Байюя и «Клен» Хэ Гуяня описываются героические подвиги китайских народных добровольцев в Корее. Эти произведения полны пафоса борьбы, в них показаны возвышенные чувства и характеры бойцов, сражающихся за отчизну, за мир. В «Рассвете на реке» Цзюнь Цина, словно в сочной картине маслом, нашла отражение вдохновенная борьба жителей родных мест писателя, старой опорной базы в Шаньдуне, против гоминдановских банд, выведены яркие образы представителей народа, которые предпочитают смерть рабству.

У нас сравнительно мало произведений, посвященных индустриальному строительству и жизни рабочих, однако за последнее время в этом направлении у нас работает уже немало писателей. «Контролер Е Ин» Нань Дина сравнительно неплохое произведение, посвященное теме промышленности. Он создал живой образ молодой работницы, исполненной высокого чувства ответственности, смело вступающей в борьбу с отсталыми явлениями жизни.

Конечно, исключительно эти произведения далеко не полностью представляют достижение нашего короткого рассказа за последние два года, но, тем не менее, уже по ним можно увидеть, что за это время данный жанр литературы получил большое развитие. Многие наши писатели обратились к темам, которые выдвигает им сама жизнь, обратились к описанию и глубокому изображению человеческих характеров. Уже нанесен удар схематизму и отвлеченности, мешающим развитию художественного творчества. Особенно отрадно то, что у нас появилось множество новых писателей. Большинство авторов этих семи отобранных здесь произведений и являются молодыми писателями, проявившими свое литературное дарование за последние годы.

За последние два года на нашем литературном фронте развернулась последовательная борьба против враждебной буржуазной идеологии. Особенно важным достижением в этой области является разоблачение взглядов на литературу, проповедовавшихся контрреволюционной группировкой Ху Фэна. Так называемой «искренностью» и «художественной совестью» члены этой группы пытались подменить принцип пролетарской партийности в литературе, они выступали против того, чтобы писатели глубоко окунались в гущу народной жизни, изучали марксизмленинизм. В их произведениях содержались злостная клевета на народ и извращения действительности, революцию они толковали как проявление зверского, стихийного начала в человеке. Совершенно очевидно поэтому, что в результате борьбы на литературном фронте были устранены серьезные препятствия на пути развития нашей литературы. Продолжение борьбы со всяческими проявлениями враждебной, чуждой нам буржуазной идеологии и впредь будет являться нашей неотложной задачей.

Следует отметить, что у нашей литературы есть еще серьезные недостатки. Прежде всего, это недостаточно широкий охват жизни литературой, когда многие сферы жизни попрежнему остаются вне поля зрения наших писателей. Мы не смогли пока полностью преодолеть и тенденций формализма, против которых мы ведем постоянную борьбу. Во многих произведениях упрощается сложность и многообразие жизни и человеческих характеров, деятельность героев ограничивается узкими рамками, их предназначение словно служит иллюстрацией к тому, что хочет сказать писатель. Хотя теория «бесконфликтности» уже критиковалась у нас в теоретическом плане, однако в некоторых произведениях литературы попрежнему встречается приукрашивание жизни. Авторы их изображают жизнь в розовых красках, острую, сложную жизненную борьбу низводят до мелочных пустяковых споров. Характеры героев их книг не раскрываются в ходе борьбы; наоборот, автор лишь искусственно создает ряд пустяковых коллизий и заставляет героев разыгрывать их по заранее намеченному им плану. Читательские массы все более и более недовольны такого рода серыми, бесцветными произведениями.

Однако, некоторые из писателей, стремясь преодолеть формализм, впадают в натурализм. Они описывают жизнь, словно фотографируют ее, довольствуются простым перечислением фактов, не производят должного отбора и художественной обработки фактов, описываемых ими в своих произведениях, занимают равнодушную позицию зрителя по отношению к своим героям, изображают их мысли и чувства низменными и вульгарными. Их произведения весьма сильно искажают действительность, и эта тенденция уже была подвергнута критике.

Хотя формализм и натурализм и имеют, на первый взгляд, какието различия, однако, оба эти уклона враждебны правдивому изображению действительной жизни в литературе, снижают или сводят на нет ее идейность. Преодоление формализма, натурализма и любых других уклонов от социалистического реализма является серьезной задачей, стоящей перед деятелями нашей литературы. Для достижения этой цели необходимо, чтобы писатели со всем энтузиазмом окунулись в гущу народной жизни и борьбы, прилагали все усилия к овладению марксизмомленинизмом орудием научного познания мира, непрерывно повышали свои способности познания и отражения жизни. Именно в этом направлении работают сейчас китайские писатели.

Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов: В 2 т. / Под ред. В.С. Мясникова. Т. 2: Друг и союзник нового Китая. Составители: Е.Р. Курапова, В.С. Мясников, А.А. Чернобаев. М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 526 с., ил.

карта сайта | История США |