ОТЧЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА СССР А.Н. МИШУТИНА О ПРЕБЫВАНИИ ДЕЛЕГАЦИИ СОВЕТСКИХ ЮРИСТОВ В КНР


4 декабря 1956 г.

По приглашению Министерства юстиции КНР и Общества китайско советской дружбы делегация советских юристов посетила Китайскую Народную Республику и находилась в ней с 30 сентября по 1 ноября 1956 г.

За время пребывания в КНР делегация ознакомилась с организацией и деятельностью центральных и местных судебных и прокурорских органов, Министерства юстиции КНР и управлений юстиции на местах, а также с организацией подготовки юридических кадров и научной работы в области права.

Делегация встречалась с руководителями Министерства юстиции, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры и Министерства высшего образования КНР, с местными судебными и прокурорскими работниками, присутствовала на судебных заседаниях при рассмотрении уголовного и гражданского дел и посетила тюрьму в Шанхае. Члены делегации, разбившись на группы, подробно знакомилась с работой суда, прокуратуры и Министерства юстиции, с организацией учебного процесса в высших юридических учебных заведениях, юридических факультетах университетов и политикоюридических институтах, а также в Центральной школе политикоюридических кадров.

Члены делегации тт. Мишутин, Павлов, Морозов, Братусь и Нощенко выступили в Пекине, Шанхае и Кантоне с докладами по актуальным вопросам советского права и советской правовой науки, на которых присутствовало около 7000 практических работников юстиции и ученыхправоведов. Лекции вызвали большой интерес у слушателей, было задано много вопросов. Кроме того, по просьбе китайских юристов, члены делегации провели с ними более двадцати бесед по интересовавшим их вопросам. Подготовку к ЕГЭ по математике лучше производить с опытным репетитором из вашего района . Чем раньше вы начнете занятия, тем больше вероятность получить максимальный балл.

Незадолго до отъезда делегация была принята премьером Государственного Совета тов. Чжоу Эньлаем.

Делегация совершила поездку по стране, посетив города Нанкин, Шанхай, Ханчжоу и Кантон, где познакомилась с деятельностью некоторых промышленных и торговых предприятий, сельскохозяйственного производственного кооператива имени КитайскоСоветской дружбы, расположенного в западном предместье Пекина. Делегация посетила также музеи и театры, сады и другие культурные учреждения. В горкоме КПК в Шанхае делегация прослушала беседу о преобразовании частных промышленных и торговых предприятий в смешанные предприятия. В Пекине для делегации было сделано сообщение заместителем заведующего сельскохозяйственным отделом ЦК КПК о кооперировании сельского хозяйства.

Делегация встречалась с руководителями и активом Общества китайскосоветской дружбы, посетила редакцию газеты «Дружба».

Изучение деятельности органов юстиции КНР свидетельствует о том, что эти органы успешно решают задачу обеспечения и укрепления народнодемократической законности в стране. Организационное укрепление суда и прокуратуры близится к завершению. Их деятельность подчинена практическим и хозяйственным задачам, выдвигаемым коммунистической партией и народным правительством КНР. Но еще предстоит значительная работа по разработке и принятию новых кодексов (уголовного, гражданского, процессуальных кодексов), которые послужат прочной основой осуществления законности и обеспечения твердого порядка в отправлении правосудия в стране.

Серьезное внимание уделяется в КНР делу подготовки юридических кадров, создана разветвленная сеть юридических факультетов университетов, политикоюридических институтов, школ политикоюридических кадров и различных курсов по переподготовке работников юстиции. Однако юридических кадров в стране не хватает и поэтому, наряду с расширением контингента принимаемых в юридические учебные заведения слушателей, с каждым годом расширяется и сеть этих учебных заведений.

В дальнейшем кратко излагаются важнейшие особенности системы судебного управления, организационной структуры и форм деятельности суда и прокуратуры, а также особенности системы подготовки юридических кадров и методов научной работы в области права в КНР.

Особенности судебного управления. Министерство юстиции КНР является органом судебного управления. В его функции, в частности, входит и функция проверки деятельности судов с точки зрения правильности и законности выносимых ими приговоров и решений путем ревизий и обобщения их практики. Однако эти функции осуществляет не только Министерство юстиции и управления юстиции в провинциях и в трех городах центрального подчинения, но и специальные отделы судебного управления в судах средней ступени, осуществляющие судебное управление по отношению к судам низшей ступени, а также специальные работники в низовых судах. Таким образом, организационное обособление функций судебного управления от функций по отправлению правосудия проведено только в высших звеньях в Министерстве юстиции КНР и в управлениях юстиции. В низших звеньях (в судах средней и низшей ступени) судебное управление осуществляется судами.

Необходимо также отметить, что контроль за отправлением правосудия со стороны органов судебного управления осуществляется параллельно, а зачастую и совместно с контролем, осуществляемым путем ревизий и обобщения практики вышестоящими судами по отношению к нижестоящим.

Особенности судебной системы. В составе народного суда низшей ступени в отличие от наших народных судов созданы Палаты (коллегии) по гражданским и по уголовным делам. Народный суд низшей ступени имеет несколько (57 и более) трибуналов (постоянных сессий), являющихся составной частью суда. Большинство трибуналов не имеет постоянного местопребывания на обслуживаемой ими территории, охватывающей обычно несколько волостей, и ведет работу путем периодических выездов в определенные пункты для рассмотрения дел.

Следует также отметить, что малозначительные гражданские и уголовные дела рассматриваются судьей единолично.

Особенность системы военной юстиции в КНР состоит в том, что военные суды не входят в судебную систему, возглавляемую Верховным

Народным судом КНР. Военный суд Народноосвободительной армии состоит при Министерстве обороны и организационно не связан с Верховным Народным судом.

Характерной особенностью деятельности судов железнодорожного транспорта и судов водного транспорта является то обстоятельство, что эти суды рассматривают дела только о тех преступлениях (как работников транспорта, так и других лиц), которые совершены на транспорте во время работы транспорта и только на его линиях и в его служебных зданиях.

В Верховном Народном суде и в местных судах имеется неизвестный советскому судоустройству институт помощников членов суда; задача помощников оказание помощи членам суда в их работе. В местных судах по представлению суда соответствующий судебный комитет (см. ниже) может допустить помощника судьи к отправлению правосудия. Институт помощников членов суда учрежден в связи с тем, что значительное число судей не имеет юридического образования.

О подсудности дел. В связи с тем, что подсудность дел судам КНР еще окончательно не определена, любой суд, начиная от суда низшей ступени, может передать на рассмотрение вышестоящего суда дело, которое в силу его важности или сложности должно быть, по мнению нижестоящего суда, рассмотрено вышестоящим судом.

Судебные комитеты. В состав судебных комитетов, образованных во всех судах, включая Верховный Народный суд, входят руководящие работники соответствующего суда в количестве 57 и более человек. Судебные комитеты обобщают судебную практику, обсуждают важные и сложные дела, а также основные вопросы судебной политики и судебной деятельности соответствующих судебных органов.

Особенности судопроизводства. Процессуальных законов, регулирующих порядок расследования и разбирательства дел, до настоящего времени еще нет, но в апреле 1956 г. Верховный Народный суд на основе обобщения судебной практики выработал ряд правил, регулирующих судопроизводство. Суды в настоящее время руководствуются в процессе разбирательства дел этими правилами, закрепленными в особом постановлении Верховного Народного суда.

Существенные особенности судопроизводства заключаются в следующем:

а) отсутствует тайна совещательной комнаты; суд после окончания разбирательства дел вправе объявить перерыв на насколько дней и совещаться с руководящими судебными работниками, а также с работниками партийных органов о том, как решить дело;
б) возможно предварительное вынесение в судебный комитет любого дела, по которому суд затрудняется принять приговор или решение; мнение судебного комитета должно быть учтено судом при вынесении приговора или решения;
в) если, по мнению председателя суда, дело разрешено неправильно, оно выносится на рассмотрение судебного комитета, который, не отменяя вынесенного приговора или решения, поручает новому составу суда вторично рассмотреть дело и вынести новый приговор или решение;
г) отсутствует твердый порядок рассмотрения жалоб: жалобы рассматриваются и в кассационном и в апелляционном порядке, причем установление того или иного порядка рассмотрения дела зависит от усмотрения суда, рассматривавшего жалобу.

Примирительные комитеты. Это своеобразные общественные примирительные суды, разбирающие мелкие гражданские и уголовные дела (в частности, об оскорблениях, легких побоях и т.д.), созданные при народных комитетах (местных органах власти). Примирительные комитеты общественные организации, не входящие в судебную систему, но пользующиеся помощью судов. В примирительный комитет дело поступает лишь по добровольному согласию сторон. Решение выполняется тоже только добровольно. В случае несогласия с решением заинтересованная сторона может обратиться в суд. Всего в стране создано 150 тысяч примирительных комитетов. Они освобождают суды от рассмотрения многих десятков и сотен тысяч дел.

Народная прокуратура. В отличие от советской прокуратуры в КНР органы прокуратуры коллегиальные органы. В прокуратурах всех звеньев созданы комитеты и советы прокуратуры, коллективно обсуждающие все основные вопросы деятельности прокуратуры. Лишь члены Коммунистической партии могут быть прокурорами. В прокуратурах созданы партийные группы. Состав партийной группы и ее руководитель утверждаются партийными комитетами.

Предварительное следствие в КНР до настоящего времени осуществляется, главным образом, органами общественной безопасности. Но прокуратура дает санкцию на арест и санкцию на предание суду обвиняемого. Необходимо отметить одну особенность в осуществлении судебного надзора: после получения законченного производством в стадии предварительного следствия дела прокурор перед утверждением обвинительного заключения сам допрашивает обвиняемого, а если нужно и свидетелей, и протокол их допроса приобщает к следственному делу без предъявления следственного дела обвиняемому. Прокуратура считает, что такая практика способствует установлению материальной истины по делу и служит средством проверки материалов следствия.

Следственный аппарат в прокуратуре пока не создан. Предлагается в дальнейшем, что органы общественной безопасности будут вести следствие только контрреволюционным делам, а остальные (общеуголовные дела) будут расследоваться прокуратурой.

Надзор за гражданскими делами прокуратура не осуществляет. Работа по общему надзору находится в начальной стали развития.

Организация подготовки юридических кадров и научная работа в области права. Учебные планы и программы, а также учебный процесс в юридических учебных заведениях построены на основе использования опыта работы юридических учебных заведений в СССР. До 1954-1955 гг. в юридических вузах читались главным образом советские правовые дисциплины и использовались советские учебники. В настоящее время преподается, главным образом, китайское право, а советские юридические дисциплины читаются факультативно.

Стабильных учебников по китайскому праву пока нет. Поэтому преподаватель, как правило, обязан написать лекцию до ее прочтения студентам.

Стремясь возможно полнее сочетать теорию и практику в учебной работе, преподаватели ряда юридических учебных заведений сами проходят производственную практику, направляются на определенный период времени на практическую работу.

Научная работа по праву в начальной стадии развития. Издается юридический журнал, ведется подготовка к созданию Института права Академии наук. Дискутируется вопрос о том, как фактически осуществить в научной работе и преподавании в области юриспруденции курс «Пусть соперничают все ученые!». Расширяется практика использования старых научных юридических кадров в научной работе и в преподавании.

Беседа с товарищем Чжоу Эньлаем. В беседе с членами делегации товарищ Чжоу Эньлай выдвинул следующие положения:

а) органы прокуратуры должны быть коллегиальными. Решения по важным делам, подлежащим юрисдикции органов юстиции, должны предварительно обсуждаться органами прокуратуры, юстиции, суда и общественной безопасности совместно с партийными органами. В этом Чжоу Эньлай усматривает необходимые гарантии отправления правосудия, устранения ошибок. По делам, по которым решается вопрос о жизни и свободе граждан, т.е. по уголовным делам, необходимо избегать принятия единоличных решений на любой стадии расследования дела;
б) все граждане члены КПК и беспартийные равны перед законом и поэтому решение вопроса об аресте лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления, независимо от их партийности, должно согласовываться с партийными органами;
в) в работе всех судебнопрокурорских органов и органов общественной безопасности необходимо проводить «линию масс». Народ должен знать о целях, задачах и методах деятельности партийных и государственных органов, о проводимых партией и правительством мероприятиях. Эту деятельность и проводимые мероприятия не надо засекречивать. Опираясь на массы, сказал Чжоу Эньлай, мы должны им доверять. Указанные положения полностью относятся и к деятельности всех органов юстиции. Вся работа в этой области должна строиться на двух началах на партийном руководстве и линии масс. Мы, заявил Чжоу Эньлай, против централизованного независимого руководства со стороны прокуратуры и других органов юстиции деятельностью по борьбе с преступлениями, в том числе государственными преступлениями. Подлинную борьбу с преступлениями, сказал он, можно обеспечить только при помощи коллективного руководства, тщательного расследования, политики вовлечения масс в эту борьбу, политики трудового воспитания и перевоспитания лиц, совершивших преступления.

В заключение Чжоу Эньлай просил членов делегации поменьше хвалить органы юстиции КНР и побольше высказывать критических замечаний о недостатках в области судебнопрокурорской работы.

Некоторые выводы. Органы юстиции КНР стремятся в своей деятельности по осуществлению правосудия и укреплению законности в стране последовательно проводить «линию масс». Гарантиями успешного выполнения этой задачи органы юстиции считают коллегиальность, опору на массы в изобличении преступников, политику сочетания наказания с великодушием, воспитательную работу, устранение субъективизма и догматизма, а также секретности в работе, тщательное и многократное исследование дел, повышение идейнотеоретической и научной деятельности.

Существенным недостатком, тормозящим работу органов юстиции КНР по укреплению законности в стране, является отсутствие кодексов и вообще развитого законодательства. Поэтому преступность и наказуемость деяний, не предусмотренных законом, в каждом отдельном случае определяется прокуратурой и судом, разбирающим дело, что не может не отражаться на устойчивости законности в стране.

Кроме того, можно было бы сделать следующие конкретные замечания и пожелания, направленные на улучшение работы органов юстиции, юридических учебных заведений и на укрепление законности в КНР.

Повидимому, назрела необходимость преобразовать трибуналы (постоянные сессии) народных судов низшей ступени в самостоятельные судебные участки.

Для обеспечения единства судебной практики целесообразно создание в Верховном Народном суде военной коллегии, через которую военные суды были бы подчинены Верховному суду.

Следует признать желательным расширение компетенции судебного комитета Верховного Народного суда путем предоставления ему права дачи руководящих указаний по вопросам судебной практики нижестоящим судам. Эта задача может быть также решена и иначе путем предоставления указанных выше прав Пленуму ВНС.

Следовало бы ликвидировать институт помощников судей и вместо них, если есть необходимость, увеличить количество членов суда.

Желательно было бы провести выборы народных заседателей для судов всех ступеней и установить единообразный порядок избрания народных заседателей.

Желательно участие прокуратуры при рассмотрении дел во второй инстанции в порядке надзора.

Вызывают сомнения: отсутствие тайны совещательной комнаты, вмешательство судебного комитета в разбирательство дела до вынесения приговора или решения, разрыв между моментом окончания судебного следствия и моментом вынесения приговора, неопределенность в порядке пересмотра дел в вышестоящих судебных инстанциях (отсутствие четкой регламентации порядка и оснований для пересмотра дела путем апелляционного и кассационного их разбирательства). Общепринятые демократические принципы судопроизводства требуют установления большой четкости и определенности в формах судопроизводства.

Вызывает сомнение целесообразность дублирования контрольной деятельности путем проведения ревизий и обобщения практики, осуществляемых Министерством юстиции и управлениями юстиции, с одной стороны, и Верховным Народным судом и местными народными судами с другой стороны.

Необходимо точное определение подсудности дел судам различных ступеней.

В ряде случаев сами судьи являются исполнителями судебных решений, между тем как ст. 38 Закона об организации народных судов предусматривает учреждение самостоятельных должностей судебных исполнителей.

Необходимы положения о нотариате и адвокатуре. Равным образом необходимо принять Положение о структуре и функциях Министерства юстиции.

Следует расширить общий надзор прокуратуры и установить судебный надзор прокуратуры за гражданскими делами.

Предложения делегации. Необходимо провести собрания юристов в Москве, Киеве, Минске, Ленинграде и Фрунзе с докладами членов делегации представителей юридической общественности этих городов об итогах поездки в КНР делегации советских юристов. После проведения собраний, а также докладов и сообщений в различных юридических учреждениях и вузах обобщить материалы, связанные с проведением вышеупомянутых мероприятий, и информировать Общество китайско советской дружбы и Министерство юстиции КНР.

Считать необходимым издать брошюру, посвященную итогам поездки делегации советских юристов в КНР, а также опубликовать в журналах «Советское государство и право» и «Социалистическая законность» статьи на следующие темы: «О некоторых особенностях правовой системы КНР», «О некоторых особенностях прокурорской работы в КНР»; «Организация подготовки юридических кадров и состояние юридической науки в КНР»; «Некоторые моменты правового положения производственных сельскохозяйственных кооперативов в КНР».

Рекомендовать редакциям журналов «Советское государство и право» и «Социалистическая законность» периодически, наряду с публикованием заказываемых ими статей ученыхюристов КНР, практиковать публикование на своих страницах наиболее актуальных статей, перепечатанных из юридических журналов КНР.

В целях дальнейшего укрепления контактов между советскими и китайскими юристами, члены делегации советских юристов, побывавшие в КНР, должны всемерно поддерживать связи с китайскими юристами путем личной и служебной переписки, обмена литературой и информацией по интересующим как тех, так и других, вопросов.

В соответствии с настоятельной просьбой руководителей органов юстиции КНР делегация должна подготовить и направить до 10 декабря 1956 г. Министерству юстиции КНР и Обществу китайскосоветской дружбы свои мнения и пожелания, возникшие в результате ознакомления с деятельностью органов юстиции КНР.

Руководитель делегации советских юристов Заместитель Генерального прокурора СССР

Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов: В 2 т. / Под ред. В.С. Мясникова. Т. 2: Друг и союзник нового Китая. Составители: Е.Р. Курапова, В.С. Мясников, А.А. Чернобаев. М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 526 с., ил.

карта сайта | История США |