ОТЧЕТ ГЛАВНОГО ДИРИЖЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА СССР Н.П. АНОСОВА О ГАСТРОЛЬНОЙ ПОЕЗДКЕ ОРКЕСТРА В КНР


Сентябрь 1958 г

Министру культуры СССР тов. Н.А. Михайлову

Направленный Вами согласно договора с КНР Государственный симфонический оркестр Союза ССР 15-го мая с.г. прибыл в столицу Китая Пекин на самолетах. Оркестр сердечно был встречен на аэродроме представителями китайских правительственных и общественных организаций и посольства Советского Союза.

Весь оркестр был размещен в гостинице «Синьцяо» в превосходных условиях, не более чем по два человека в комнате с ванной. Трехразовое питание оркестра было организовано китайскими товарищами в той же гостинице, в специально отведенной половине ресторанного зала. Питание было обильное, вкусное и разнообразное. Для нуждающихся в диете был организован специальный стол. Все это относится не только к пребыванию оркестра в Пекине, но и ко всему времени его пребывания и в других городах Китая Шанхае, Ханьчжоу, Тяньцзине и Харбине. Бытовые условия, в которые был поставлен оркестр, не оставляют желать ничего лучшего. Повсюду артисты оркестра получали медицинскую помощь специально прикрепленных к ним врачей и медицинских сестер, а в случае надобности, и необходимых лучших лечебных заведений, крупнейших медицинских авторитетов страны. Надо отметить, что несмотря на жаркое время года и непривычные климатические условия, в особенности на юге страны, в Шанхае и Ханьчжоу, случаи заболеваний были редкими и в подавляющем большинстве случаев носили амбулаторный характер (главным образом, желудочные заболевания, связанные с переменой воды). Лишь два товарища, виолончелист Штильман в Пекине и концертмейстер альтов Гурвич в Ханьчжоу заболели воспалением легких. Оба они были немедленно помещены в превосходные стационары и быстро вылечены. Тов. Штильман присоединился к оркестру к моменту его переезда из Шанхая в Ханьчжоу вполне здоровым и работоспособным, а тов. Гурвич был переправлен из Ханьчжоу в Пекин и оттуда 23го июня, во время пребывания оркестра в Харбине, за день до отправки всего коллектива на родину, отправлен самолетом в Москву. Было также некоторое количество простудных заболеваний более легкого характера, возникновение которых, главным образом, объясняется неприспособленностью нашей одежды к жаркому климату, что необходимо иметь в виду при отправке наших артистов в Китай в это время года, а также непривычкой к сквознякам, которые в Китае являются одной из мер облегчения жары и на которые китайцы никак не реагируют отрицательным образом, будучи приученными к ним с детства.

Вся организация быта, переездов и т.п. проводилась специально прикрепленными к оркестру от Государственного комитета культурных связей с заграницей товарищами во главе с замечательным работником, тов. Ай Вэном. Считаю необходимым отметить необычайную четкость работы этих товарищей и вышестоящих организаций все делалось без перебоев, быстро и без суеты.

Само собой разумеется, что такая постановка дела в области быта и транспортировки оркестра сыграла огромную роль в качестве его работы и содействовала тому триумфальному успеху, какой неизменно сопутствовал всем его выступлениям.

Такую же роль сыграло и замечательное отношение, забота и товарищеская помощь, какую оркестр встретил со стороны дипломатических представителей Советского Союза в КНР. Особенно это относится к Временному поверенному в делах СССР в КНР тов. С.Ф. Антонову и советнику нашего посольства в Пекине тов. Н.Г. Сударикову и тов. Трефильеву в Харбине. Как лично они, так и сотрудники возглавляемых ими учреждений, соприкасавшиеся с нашей деятельностью, не только помогали нам необходимыми советами, в чем обнаружили огромный опыт и глубокое знание страны и ее народа, культуры Китая, его искусства, вкусов и т.п., но и проявили живой и глубокий личный интерес к самой нашей деятельности, являлись постоянными посетителями наших концертов, нашими болельщиками и критикамидрузьями. Такого рода отношение наших дипломатов к нашим гастролям, само собой разумеется, самым благотворным образом сказалось на моральном состоянии артистов оркестра и его руководителей, а также имело большое практическое значение для нашей работы и содействовало ее успешности.

Помимо превосходной организации бытовой стороны пребывания оркестра в Китае, китайские товарищи самым тщательным образом разработали и превосходно провели в жизнь обширный план ознакомления оркестра с достопримечательностями и культурой своей страны, а также со строительством современной, социалистической жизни Народного Китая. Оркестр ознакомился с великолепными памятниками древнего зодчества Китая, рядом великолепных храмов, являющихся замечательными музеями древней китайской архитектуры, живописи и скульптуры, наполненными великолепными произведениями искусства. Оркестр посетил в Пекине б. Летний и Зимний дворцы императоров, парк Бэйхай, могилы тринадцати императоров династии Мин, Великую Китайскую Стену в окрестностях Пекина. Оркестр несколько раз побывал в театрах, как экспериментальных, ищущих новые формы театрального искусства, реалистические, основанные на системе К.С. Станиславского и опыте советского театра, так и классических на нескольких спектаклях Пекинской оперы в Пекине и Ханьчжоу и Шаосинской оперы в Шанхае. Оркестру был также несколько раз показан китайский цирк. Все спектакли произвели на артистов оркестра, в их подавляющем большинстве, глубокое впечатление и несомненно надолго останутся в их памяти и отразятся на их творческой деятельности. Не меньшее, а еще большее впечатление произвело на оркестр ознакомление с современной жизнью Китая, с его социалистическим строительством. Пребывание оркестра в Китае совпало с целым комплексом важнейших мероприятий, проводимых Китайской Коммунистической Партией и Китайским Правительством в настоящее время, такими, как кампания за исправление стиля, борьбы с правыми элементами и особенно проведение так называемого «скачка» в строительстве социализма, во всех областях жизни промышленности, сельским хозяйстве и культуре. Оркестр имел возможность близко ознакомиться со многими предприятиями и культурными учреждениями КНР. Это произошло непосредственно и в связи с проявленной оркестром инициативой дать ряд шефских концертов на предприятиях страны, с благодарностью встреченной китайскими товарищами, которые помогли оркестру организовать выступления на Текстильном комбинате в Пекине и Сельскохозяйственном кооперативе под Пекином, а также на знаменитом строительстве огромного водохранилища Шисанлин под Пекином. На всех этих предприятиях и строительстве оркестр не ограничился концертами. Его выступления вылились в демонстрацию великой дружбы, связывающей наши народы, и сопровождались установлением личных контактов с трудящимися и ознакомлением с их героическим трудом и его результатами. Особенно сильное впечатление произвело на артистов оркестра строительство водохранилища, как своими огромными масштабами, так и всенародным характером труда. Здесь воочию убеждаешься в необычайной сплоченности всех слоев населения страны в стремлении в возможно более короткие сроки построить социализм. Некоторые члены нашего коллектива приняли и непосредственное участие в работе. К сожалению, весь коллектив не смог этого сделать, т.к. был одет в белые концертные костюмы, которые, несомненно, сильно пострадали бы от выполнения работы землекопов. Надо отметить, что в тот же день, несколько позже, на строительство приехали работать руководители китайского народа во главе с товарищами Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем, Чжу Дэ и другими. Сейчас мы счастливы узнать, что в настоящее время строительство водохранилища закончено задолго до намеченного по плану срока и состоялось торжественное его открытие. Таким же образом коллектив ознакомился с предприятиями в других городах, такими как фабрика гобеленов в Ханьчжоу, металлургический завод в Харбине.

Особое место занимает в поездке оркестра ознакомление с музыкальной культурой КНР и установление профессиональных контактов с китайскими музыкантами. Естественно, что приезд симфонического оркестра, первого из иностранных коллективов этого жанра, вызвал огромный интерес у профессиональных музыкантов Китая, встречи с которыми начались с момента посадки самолетов на Пекинском аэродроме и беспрерывно продолжались в течение всего времени пребывания оркестра в стране. Педагоги и студенты консерваторий и других учебных заведений являлись не только постоянными посетителями концертов оркестра, но и репетиций с ним. Интересно отметить, что на пекинские концерты приезжали многие педагоги и студенты Центральной консерватории из Тяньцзина, расположенного в двух с лишним часах езды от столицы, хотя концерты оркестра состоялись и в этом городе позднее. Кстати, на пекинские концерты приезжали слушатели не только из Тяньцзиня, но и из других городов, таких как Нанкин, и не только музыканты. Вообще необходимо отметить огромный интерес к нашим концертам не только со стороны китайских музыкантов, но и широких слушательских масс. Билеты на концерты оркестра полностью распродавались задолго до приезда оркестра в город, и всегда оставалось огромное количество желающих, не имевших возможности попасть на концерт и умолявших нас посодействовать им. К сожалению, мы не располагали никакими возможностями удовлетворить их просьбы, т.к., вопервых, не было мест, и, вовторых, в Китае категорически исключена всякая возможность предоставления мест по так называемому «блату». Единственно, что нам удалось сделать, это устроить наших соотечественников, советских студентов Пекинского университета в количестве пяти человек в оркестровую яму, за что они были нам безмерно благодарны, что выражается в их письмах, присылаемых нам ими до сих пор.

В заключение описания общих условий, в каких протекали наши гастрольные выступления в Китае, следует сказать, что они неизменно сопровождались огромным, а часто и триумфальным успехом. Публика подолгу аплодировала и требовала бисов, которых часто приходилось исполнять по тричетыре в каждой программе. На заключительном концерте в Харбине, когда после долгих вызовов оркестр наконец покинул эстраду и разошелся по своим комнатам, многие уже переоделись, публика в полном составе продолжая аплодировать и возгласами выражать свой восторг, заставила весь оркестр появиться на эстраде уже без инструментов, на что понадобилось довольно много времени, и только после бурной овации наконец успокоилась и начала расходиться.

Такая реакция имеет под собой, несомненно, и дружеские чувства китайского народа к советскому народу, но, несомненно, не только они вызывали столь бурные овации. Несомненно, что китайский народ находится на столь высокой ступени культурного развития, что ему доступно понимание, казалось бы, чуждого ему по языку музыкального искусства. Успеху, несомненно, способствовали и непосредственно эстетические причины, а именно, программы классики и советских композиторов и наличие в программах произведений китайских композиторов. Огромное значение имело и качество исполнения, т.к. нужно отметить, что Государственный симфонический оркестр Союза ССР находился в Китае, что называется, в хорошей форме, что в сочетании с вышеперечисленными психологическими факторами неизменно приводило к хорошим результатам, превосходному, выразительному исполнению, естественно производившему сильное впечатление на слушателей.

Реакция китайских слушателей выразилась не только в овациях на концертах и даже репетициях оркестра, но и в тех многочисленных откликах прессы, которыми высококвалифицированные музыканты откликнулись на концерты оркестра.

Благотворным образом отразилось на высоком моральном состоянии оркестра и то обстоятельство, что оркестр неизменно ощущал заботу и помощь со стороны Министерства культуры СССР, с которым мы имели возможность поддерживать непосредственный телефонный контакт во все время нашего пребывания в Пекине. Помощь министерства сказалась и в широком освещении выступлений оркестра советской прессой. Большую роль в этом отношении сыграла и деятельность прикрепленного к оркестру в его поездке корреспондента газеты «Советская культура», тов. Долгова, а также помощь постоянных корреспондентов ряд советских газет в Пекине. Здесь нужно, кстати, упомянуть, что в этом направлении, по совету нашего посольства, мною была проведена прессконференция для корреспондентов советских и иностранных газет, находящихся в Пекине. На этой конференции я ознакомил их, так сказать, с биографией оркестра, характером и условиями его деятельности на родине и целях приезда в Китай, содержанием и планом работы в Китае. Кроме того, мною была написана большая статья в большую китайскую газету «Вэньхуэй бао», а также в журнал «Дружба», а К.К. Иванов дал статью в «Вечернюю Москву», а также статью в шанхайскую газету «Вэньхуэй бао» о концертных залах Москвы и их деятельности.

Здесь следует вернуться к уже затронутому вопросу о наших контактах с китайскими музыкантами и связанному с этим широкому обмену опытом между нами. Как я уже говорил выше, контакты эти установились с первого момента нашего прибытия и не прекращались и развивались в течение всего пребывания в Китае. Они вылились в различные формы. Самые широкие размеры приобрел стихийно возникший обмен опытом, естественно принявший характер импровизированных консультаций советских музыкантов китайским, на первой же репетиции нашего оркестра, в которой принял участие Центральный духовой оркестр Китайской Народной Армии, занятый в исполнении увертюры Чайковского «1812 год», заключавшей программу нашего первого концерта в Китае. Консультации эти проходили в антрактах, в помещениях для отдыха артистов, кстати, очень обширных и превосходно обставленных во всех залах, в которых нам пришлось выступать. К такого рода консультациям присоединились и те студенты и педагоги музыкальных учебных учреждений, которые обычно присутствовали на репетициях. Кроме того, китайские товарищи организовали для нас посещения Шанхайской и Тяньцзинской консерваторий, которые сопровождались концертами артистов нашего оркестра и выступлениями студентов этих консерваторий, ознакомлением с учебными планами и постановкой учебных процессов в них, а также показательными уроками и консультациями членов нашего коллектива педагогов. Были осуществлены и доклады по специальностям. Такие доклады были осуществлены не только в Шанхае и Тяньцзине, но и в Пекине, где нет консерватории, в Союзе китайских музыкантов, куда приезжали, кстати, и многие педагоги Тяньцзинской консерватории.

Такие доклады были сделаны: в Пекине в Союзе китайских музыкантов: тов. Жуком «О скрипичной игре»; тов. Докшицером «Об искусстве исполнения на трубе»; Аносовым «Анализ 11-й симфонии Шостаковича, 1й симфонии Хренникова и 5й симфонии Чайковского и через три дня второй доклад на тему «Симфоническая музыка в странах народных демократий (по личным впечатлениям)»; тов. Андреевским «О государственном Симфоническом оркестре Союза ССР».

В Шанхайской консерватории: тов. Гуревич выступал на конференции по вопросам учебной практики в классах смычковых инструментов по темам: «Об обязательном курсе альта для всех скрипачей» и «О состоянии камерномузыкального исполнительства в Китае»; Аносов прочел доклад дирижирования для педагогов и студентов на тему «О методе преподавания дирижерской специальности в Московской консерватории».

В Харбине в Управлении по делам искусств Аносов прочел лекцию для дирижеров различных городов северовосточного Китая на тему «Об искусстве дирижера».

Огромное количество вопросов задаваемых слушателями на всех этих докладах свидетельствует, вопервых, о живом интересе китайских музыкантов к этим вопросам и об их жажде знаний. Я прилагаю здесь записки ряда артистов оркестра, дававших консультации и знакомившихся с делом музыкального образования в Китае. Вкратце их впечатления сводятся к тому, что в настоящее время дело преподавания игры на музыкальных инструментах сильно хромает из-за отсутствия достаточно квалифицированных педагогов. Воспитанник Московской консерватории, мой ученик китайский дирижер Ли Дэлунь, ныне руководитель Центрального китайского симфонического оркестра в Пекине, музыкант большой культуры и знаний, так характеризовал мне состояние преподавания музыки в КНР: «Студенты консерватории умеют больше, чем их педагоги, а студенты музыкальных училищ больше, чем студенты консерваторий». Это характеристика оптимистическая. Она свидетельствует, что на начальных стадиях обучения дело обстоит неплохо и что со временем это перейдет и в высшие ступени. Но этого придется ждать долго, если не обеспечить консерватории хорошими педагогическими кадрами, вооруженными правильной методикой.

Что касается дирижерских кадров в Китае, то они оставили у нас хорошее впечатление. Прибыв в Китай, мы сразу выдвинули перед китайскими товарищами два предложения: 1. провести одно из наших выступлений объединенным оркестром нашим и пекинским и 2. К.К. Иванову и мне продирижировать одним концертом пекинского оркестра. Оба этих предложения были с радостью приняты, и концерты состоялись. Подробнее я о них скажу позже. Кроме того, в одном из концертов нашего оркестра, вместе с К.К. Ивановым дирижировал вторым отделением Ли Дэлунь. Это очень сблизило наших музыкантов с китайскими, также послужило делу обмена опытом и поводом для консультаций. Совместный концерт с китайским оркестром мы провели и в Шанхае. В результате всей совместной работы у нас сложилось более или менее четкое впечатление о состоянии симфонического дела в Китае. Вкратце оно сводится к следующему: 1. что касается дирижерских кадров, то из шести китайских дирижеров, с которыми нам пришлось познакомиться, три несомненно являются высококвалифицированными и обладающими хорошим опытом; это Ли Дэлунь (окончивший Московскую консерваторию) и Чжан Нинхэ (получивший образование в Париже) в Пекине и руководитель шанхайского оркестра, бывший трубач, выученик шанхайской консерватории Хуан Ицюнь; два других шанхайских дирижера Ли Хунэн и Чен Цуанси, несомненно, обладают дарованием, но пока они еще мало опытны, оба они студенты консерватории. Большую положительную роль в подготовке китайских дирижеров в шанхайской консерватории, в которой я ознакомился с работой дирижерского класса, довольно многочисленного, играет советский специалист, дирижер В.Г. Делици ев. 2. Что же касается состояния тех двух оркестров, с которыми нам пришлось выступать, а они пока единственные в КНР, то они пока находятся в первоначальной фазе своего развития, благодаря отсутствию хорошо подготовленных кадров оркестровых музыкантов и недостаточно полному составу струнных групп. Последнее обстоятельство, несомненно, находится в связи с недостатком в подготовке оркестровых музыкантов. Что же касается музыкальной одаренности китайских оркестрантов, то ей приходится поражаться, и только она дает возможность при столь низкой технической подготовке добиваться от них достаточно удовлетворительного качества исполнения. Это качество могло бы быть еще более высоким, если бы эти оркестры не были перегружены чрезмерным количеством выступлений. Последнее обстоятельство, правда, диктуется большой потребностью китайского народа в симфонических концертах по пропаганде тех или иных мероприятий. Все это в целом, конечно, создает тяжелые условия для нормального развития оркестрового дела в КНР. Еще одно обстоятельство задерживает развитие этого искусства: плохая постановка оркестровых классов в консерваториях и камерных классах также. Последние также могли бы прививать студентам ансамблевые навыки, но камерная музыка в Китае пока еще участок нетронутый. В этом отношении Советский Союз мог бы оказать большую помощь Китаю, организовав гастроли камерных ансамблей, таких как струнный квартет, фортепианное трио, камерный оркестр под управлением Баршая. Так же как выступления нашего оркестра оказали большое благотворное влияние в Китае, послужив определенным эталоном для китайских товарищей, такую же функцию может выполнить и выступление камерных ансамблей.

Наши контакты с китайскими музыкантами выразились также и в довольно подробном ознакомлении с музыкальной промышленностью, которая неожиданно оказалась не только в лучшем состоянии, чем наша, но и вообще на довольно вы соком уровне. Мы ознакомились с продукцией музыкальных фабрик в Пекине, Шанхае и Тяньцзине. Оказалось, что в Китае изготовляются почти все европейские инструменты: рояли, пианино, арфы (!), все деревянные духовые, причем многие из них по мнению наших музыкантов немногим хуже французских, медные инструменты, из которых трубы очень хороши, и струнные инструменты. Известно, что фабричные струнные инструменты не славятся хорошим качеством, но, по отзывам наших товарищей, китайские заслуживают внимания. В этом отношении следует ознакомиться с прилагаемой к этому докладу запиской тов. Гурвича, посвятившего много времени подробному ознакомлению с этим делом в Китае. Мне думается, что вообще следовало бы этим вопросом заняться специально, пользуясь впечатлениями наших музыкантов и другими материалами, т.к. китайский рынок приобретения музыкальных инструментов может оказаться для нас не менее пригодным, чем западные. Правда, еще не все там хорошо. Так, например, в изготовлении валторн и тромбонов, арф нашими музыкантами обнаружен ряд конструктивных недочетов. Но зато ряд инструментов признан высококачественными. Кстати, Китай располагает великолепным бамбуком для изготовления тростей для гобоев, кларнетов, саксофонов и фаготов. Трости являются дефицитным материалом во всей Европе, и большинство оркестров страдает от их плохого качества. Наш оркестр получил от китайской фабрики в подарок довольно большое количество сырья для тростей. Качество его можно будет определить через короткий срок и тоже сделать соответствующие выводы. Кстати, в нашей стране тоже произрастает в районе Кировабада высокого качества тростник, разведение которого никак нельзя добиться по какимто причинам невыгодности этого производства для учреждения, владеющего данным участком. В результате всех встреч с музыкантами, консультаций им и совместных выступлений установился ряд дружеских отношений на почве профессиональных интересов, и завязалась переписка, которая может быть полезной в профессиональном отношении. Прилагаемые к этому докладу записки товарищей, дававших консультации по различным специальностям, дают достаточный материал для выводов и обобщений, который может оказаться полезным для китайских органов, ведающих музыкальным образованием.

Первый концерт в Пекине оркестр дал вне плана, до официального начала гастролей, 17-го мая для делегатов VIII съезда Компартии Китая. В программе были:

1. Государственные гимны КНР и СССР, 2. Увертюра Глинки «Руслан и Людмила», 3. Ши Юнкан Симфоническая поэма «Желтый аист» дирижер Н.Аносов, 4.4 китайские миниатюры композиторов Ма Сыцуна и Хэ Лутина, 5. Чайковский «1812 год» с участием духового оркестра Китайской Народной Армии дирижер К. Иванов. На концерте присутствовали многие руководящие товарищи во главе с заместителем Председателя Государственного Консультативного Совета и Министром иностранных дел КНР маршалом Чэнь И и маршалом Хэ Луном, а также поверенный в делах СССР в Пекине тов. С.Ф. Антонов и Советник Посольства тов. Н.Г. Судариков, а также ряд сотрудников Посольства.

18-го мая состоялся первый концерт запланированного цикла под управлением К. Иванова по программе: 1. Шостакович 11 симфония «1905 год», 2. Ма Сыцун и Хэ Лутин 4 миниатюры, 3. Чайковский Увертюра «1812 год».
20-го мая концерт под управлением Н.Аносова по программе: 1. Хренников 1-я симфония, 2. Ши Юнкан Симфоническая поэма «Желтый аист», 3. Чайковский 6-я симфония. Оба концерта состоялись в зале «Небесный мост».
22-го мая состоялся концерт, организованный Посольством СССР для дипломатического корпуса и руководящих работников КНР. В программе были: 1. Глинка Увертюра «Руслан и Людмила», 2. Ши Юнкан «Легенда о желтом аисте», 3. Чайковский 2-я часть и финал скрипичного концерта (солист В. Пикайзен), 4. Ма Сыцун и Хэ Лутин 4 миниатюры, 5. Чайковский Увертюра «1812 год». На концерте присутствовали послы с супругами и работники посольств государств, аккредитованных в КНР, во главе с польским послом Кирелю ком, ряд руководящих китайских товарищей, Чэнь И, Го Можо, руководители различных политических партий и других общественных организаций, а также делегация Исполкома Моссовета во главе с тов. Н.И. Бобровниковым423. Концерт имел огромный успех, вылившийся в продолжительные овации. На эстраду поднялся ряд дипломатов во главе с польским послом, старшиной дипломатического корпуса, и преподнесли оркестру большую корзину цветов. Концерт состоялся в чудесном и по архитектуре, и по акустике зале Государственного Консультативного Совета.
23-го мая оркестр выездной дал шефский концерт на Пекинском текстильном комбинате. Концерт состоялся днем в хорошем зале клуба фабрики № 2. Перед концертом состоялась торжественная встреча и приветствия. Дирижировал К. Иванов. Вечером оркестр по просьбе китайских товарищей произвел запись на магнитофон 5й симфонии Чайковского и «Легенды о желтом аисте» Ши Юнкана.
24-го мая состоялся концерт в помещении Народного театра под управлением Н.Аносова. В программе были: 1. Кабалевский Увертюра к опере «Кола Брюньон»,2. Прокофьев 2я сюита из балета «Ромео и Джульетта», 3. Хачатурян Концерт для скрипки, солист В. Пикайзен, 4. Пуччини Ария ЧиоЧиоСан из оперы «Мадам Баттерфляй»427, 5. РимскийКорсаков Испанское каприччио.
25-го мая состоялся концерт на строительстве водохранилища под управлением К. Иванова и Н. Аносова. После концерта ознакомление с производством работ и экскурсы на Могилы 13 императоров и Великую китайскую стену.
26-го мая состоялся концерт в Народном театре под управлением Н.Аносова. В программе были: 1. Глинка Увертюра «Руслан и Людмила», 2. Глинка Вальсфантазия, 3. Глазунов «Листок из альбома для трубы с оркестром», 4. Гедике Этюд для трубы с оркестром, солист Т. Докшицер, 5. И. Штраус Увертюра «Летучая мышь», 6. И. Штраус вальс «Голубой Дунай», 7. Дворжак Славянский танец № 8432, 8.-Хачатурян Вальс из «Маскарада», 9. Ма Сыцун две китайские миниатюры. Вечером того же дня силами солистов оркестра был дан концерт в Советском Посольстве на приеме в честь посла ГДР.
27-го мая состоялся шефский концерт в сельскохозяйственном кооперативе под Пекином под управлением Н.Аносова с участием скрипача В. Пикайзена. После концерта осмотр хозяйства. Вечером Министр Культуры КНР устроил прием в честь Госоркестра СССР, на котором присутствовали государственные деятели, Временный поверенный в делах СССР в Пекине тов. С.Ф. Антонов с сотрудниками посольства, деятели культуры и искусства КНР. В конце приема состоялось выступление китайского цирка с обширной и интересной программой.
28-го мая состоялся концерт Госоркестра в зале «Небесные ворота» по следующей программе: 1. Чайковский Симфония № 5, дирижер К. Иванов, 2. Моцарт Увертюра «Свадьба Фигаро», 3. Чайковский Концерт для скрипки, солист В. Пикайзен, 4. Чайковский «Франческа да Римини», дирижер Ли Дэлунь.
29-го мая свободный день оркестра был посвящен ознакомлению с достопримечательностями Пекина. Вечером состоялся симфонический концерт Центрального симфонического оркестра КНР под управлением советских дирижеров. В программе концерта были: 1. Чайковский 6я симфония, дирижер Н.Аносов, 2. Чайковский 5-я симфония, дирижер К. Иванов. Концерт вызвал большой интерес со стороны музыкальной обще ственномти Пекина. На нем присутствовали два заместителя министра Культуры КНР, председатель Союза китайских музыкантов, директор Тяньцзинской консерватории композитор Ма Сыцун и многие другие. Концерт прошел с большим успехом при переполненном зале.
30-го мая состоялся концерт Госоркестра СССР, в котором была повторена программа 28-го мая.
31-го мая состоялся объединенный концерт советского и китайского оркестров в помещении Дворца спорта в присутствии шести тысяч слушателей. В Правительственной ложе находились руководящие работники КНР во главе с Премьером тов. Чжоу Энлаем, Временный поверенный в делах СССР в КНР тов. С.Ф. Антонов и ряд работников посольства, тов. Н.И. Бобровников и ряд членов возглавляемой им делегации. Концерт прошел с триумфальным успехом. В программе были исполнены: 1. Государственные гимны КНР и СССР. 2. Ма Сыцун «Монгольский танец», 3. Хэ Лудин «Вечеринка», 4. Глазунов «Листок из альбома», 5. Гедике Этюд для трубы с оркестром, солист Т. Докшицер, 6. Хачатурян Вальс из «Маскарада», дирижер Н Аносов. 7. Глинка Увертюра «Руслан и Людмила». 8. Чайковский 3я часть из симфонии № 6, дирижер Ли Дэлунь, 9. Ма Сыцун и Хэ Лудин 2 миниатюры, 10. Чайковский Увертюра «1812 год» с участием духового оркестра Китайской Народной Армии, дирижер К. Иванов.

Этот заключительный концерт в Пекине вылился в демонстрацию дружбы и имел триумфальный успех. Товарищи Чжоу Эньлай и С.Ф. Антонов и Н.И. Бобровников спустились из правительственной ложи на арену стадиона, на которой размещался оркестр, и горячо благодарили исполнителей, которым были преподнесены многочисленные букеты цветов.

Отправляясь в поездку, Госоркестр взял с собой ряд подарков для преподнесения китайским друзьям. В числе этих подарков был ряд партитур советских авторов, в том числе несколько экземпляров 11-й симфонии Шостаковича, надписанных автором на память китайским товарищам, много других нот советских авторов и русских классиков, в том числе педагогической литературы для различных инструментов. Для преподнесения этих подарков и других сувениров китайским товарищам, с которыми Госоркестр сдружился в Пекине, руководство оркестра, совместно с Советским Посольством устроило прием в помещении Посольства, на котором состоялся концерт силами солистов оркестра, ужин и передача подарков как организациям, так и отдельным лицам. Один экземпляр партитуры 11й симфонии Шостаковича с авторской надписью был передан Союзу китайских музыкантов. Этот прием состоялся вечером 29го июня.

Кроме того, на концерте 22-го июня присутствовавший там президент Всекитайской Академии наук тов. Го Можо пригласил к себе домой на обед ряд руководящих работников оркестра. На этом обеде тов. Еве линов вручил тов. Го Можо на память о его посещении два года тому назад Зала им. Чайковского в Москве портрет писателя, превосходно выполненный инкрустацией на дереве одним из работников Московской филармонии, ведущим тов. Еремеевым.

1-го июня оркестр, провожаемый большим количеством музыкантов и слушателей, а также представителями Советского Посольства, специальном поездом, предоставленным ему для всех переездов по Китайской Народной Республике, выехал в Шанхай.

За все время пребывания в Пекине с 15-го по 31-ое мая оркестр дал 12 симфонических концертов и два концерта силами солистов оркестра на приемах в Советском Посольстве. Дирижеры оркестра дали еще один концерт с китайским симфоническим оркестром.

Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов: В 2 т. / Под ред. В.С. Мясникова. Т. 2: Друг и союзник нового Китая. Составители: Е.Р. Курапова, В.С. Мясников, А.А. Чернобаев. М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 526 с., ил.

карта сайта | История США |