ДОКЛАД ЧЖОУ ЭНЬЛАЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КИТАЕ И ЗАДАЧИ ПЯТИЛЕТНЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА»


29 августа 1952 г.

I. Общее состояние экономики Китая.

Современное положение в Китае характеризуется следующим: установился новодемократический строй, укрепилось руководство рабочего класса и его авангарда Коммунистической партии Китая, упрочилась диктатура Народной демократии, восстановлена экономика, которая была разрушена в результате длительной войны. Все это было постепенно осуществлено после завоевания победы в Народноосвободительной войне во всенациональном масштабе, в результате небывалого сплочения народа всей страны, в ходе осуществления аграрной реформы, при развертывании движения сопротивления американской агрессии и оказания помощи Корее, подавления контрреволюции и движения против «3-х» и «5-ти злоупотреблений».

В основном уже ликвидированы остатки сил империализма, феодализма и бюрократического капитала, ослаблена национальная буржуазия в политическом и экономическом отношениях, подверглось реорганизации все экономическое устройство старого общества, небывало возросла сознательность и трудовая активность широких масс рабочих и крестьян, усилилось сплочение народа. Таким образом, в политическом отношении в Китае созданы условия для осуществления в дальнейшем планового экономического строительства, и поддержка со стороны масс в этом деле обеспечена.

Нынешнее состояние экономики Китая характеризуется следующим: в полуколониальной и полуфеодальной экономике произошли коренные изменения. Тяжелая промышленность, транспорт и связь, внешняя торговля и финансы уже находятся в руках государства. Социалистический сектор в экономике страны значительно увеличился, руководящая роль государственного сектора в экономике упрочилась. Работа по восстановлению народного хозяйства успешно завершена. Установилось равновесие между доходами и расходами, стабилизировались цены на товары. Улучшилось материальное положение широких масс рабочих и крестьян и в той или иной степени оно уже превысило уровень, существовавший до начала антияпонской войны. Все это неразрывно связано с великой дружественной помощью Советского Союза Китаю в политическом и экономическом отношении.

На экономическом фронте за последние три года Китай осуществил следующие основные мероприятия:

1. Аграрная реформа приближается к завершению. На обширной территории с населением свыше 420 млн. человек осуществлен принцип: «Каждому пахарю свое поле», ликвидирован класс помещиков, крестьяне раскрепощены и сельскохозяйственные производственные силы получили свое развитие. Все партийные организации и органы Народной власти различных ступеней эффективно руководят сельскохозяйственным производством, повышают технику обработки полей. Организована трудовая взаимопомощь, которой охвачено свыше 40% трудоспособных крестьян, и начата работа по кооперированию сельских хозяйств.

Строительство оросительноирригационных сооружений привело к тому, что площадь засушливых полей с 120 000 000 му (7 500 000 гектаров) в 1949 г. сократилось до 21 000 000 му (1 312 500 гектаров) в 1951 г., площадь орошаемых же полей (включая рисовые и заливные поля) увеличилась и достигла 30,1% всей обрабатываемой площади. Вместе с этим в больших размерах предоставляется сельскохозяйственный кредит и тем самым оказывается помощь беднякам, а также крестьянам, выращивающим хлопок и чай, и оседлым крестьянам и кочевникам национальных меньшинств. Благодаря этому сельское хозяйство в Китае быстро восстанавливается и развивается. Одновременно уничтожается зависимость сельскохозяйственного производства от империалистических стран, как это было в прошлом. Предполагаемый сбор основных видов сельскохозяйственной продукции в 1952 г., например зерна и хлопка, превысит валовой годовой сбор, получавшийся до начала антияпонской войны. Валовая стоимость сельскохозяйственной продукции в 1952 г. составит далее неразб.. Быстрое восстановление и развитие сельского хозяйства стало важным условием быстрого восстановления и развития всей экономики Китая.

2. Полное экспроприирование бюрократического капитала и передача его государству. 65% иностранного капитала империалистических государств в Китае в результате осуществления нами различных мероприятий уже находится в руках Народного правительства или под его контролем. Причем такие важные промышленные предприятия, как угольные копи в Кайлуане и Цзяоцо, управляются Народным правительством. Две американские компании в Шанхае (электростанция и телефонная станция) находятся под контролем Народного правительства. Одна английская табачная компания принята и управляется Народным правительством, два английских судостроительных завода со всем оборудованием речного транспорта, а также четыре английских и американских торговых нефтяных компании посредством военного контроля используются Народным правительством. Одновременно в Шанхае предполагается использовать таким же путем три компании трамвайную, газовую и по водоснабжению, принадлежащие английскому капиталу.

Удельный вес экспорта и импорта империалистических стран во внешней торговле Китая в 1952 г. снизился до 6% (согласно статистическим данным за первое полугодие в 1952 г., здесь в основном берется импорт в Китай), в то время как до начала антияпонской войны он занимал главенствующее положение. Иностранных банков империалистических стран в Китае в прошлом было 27, а в настоящее время осталось лишь 6 банков. Раньше эти банки монополизировали операции по денежным переводам Китая с капиталистическими странами, а в настоящее время удельный вес, занимаемый ими в операциях денежного перевода Китая с капиталистическими странами, снизился до 0,48% в 1952 г. (согласно статистическим данным за первое полугодие 1952 г.). Сейчас они уже не занимаются банковскими вкладными операциями.

Что касается торговопромышленных предприятий частного капитала, то после реорганизации, введения плановой закупки и планового сбыта, установления порядка заказов и обработки материала, установления согласованных цен, введения совместного управления предприятиями с государственными и частным капиталом и движения против «пяти» злоупотреблений в нынешнем году значительно улучшился государственный контроль над частным капиталом, и значительно снизилась роль частного капитала в торговопромышленных предприятиях, имеющих важное значение для экономики страны и народного благосостояния.

Соотношение промышленной продукции государственных и частных предприятий ( не включая кустарную промышленность) изменилось от 43,8% и 52,6% в 1949 г. на 67,3% и 32,7% в 1952 г., причем в промышленности, производящей средства производства, соотношение продукции государственных и частных предприятий изменилось от 68,4% и 31,6% в 1949 г. на 82,8% и 17,2% в 1952 г.; в промышленности, производящей предметы потребления, соотношение изменилось следующим образом: от 32% и 68% в 1949 г. на 55,3% и 44,7% в 1952 г.

Частные банки в основном прекратили свое существование. 99% финансовых операций производятся государственными банками. Торговля с Советским Союзом и странами народной демократии, составляющая свыше 70% общей суммы внешней торговли Китая, целиком находится в руках государства. Удельный вес частной торговли с капиталистическими странами сократился до 7,5% общей суммы, приходящейся на торговлю с этими странами. Удельный вес частной торговли в общей сумме стоимости товарооборота страны снизился с 55,6% в 1950 г. до 37, 1% в 1952 г.

Что касается оптовой торговли, то основные товары широкого потребления, как то: зерновые продукты, х/б ткань, сталь, уголь, лес, животные жиры, основные экспортные товары в основном находятся в руках государства. Что касается розничной торговли, то удельный вес частной торговли в 1952 г. попрежнему составляет 67% общего объема розничной торговли.

3. Взаимопомощь между городом и деревней и расширение товарообмена укрепили связь между промышленностью и сельским хозяйством.

В течение последних трех лет Народное правительство путем установления выгодных для крестьян цен в большом количестве закупало сельскохозяйственную продукцию, предоставляло кредит и вкладывало большие средства в деревне. Быстрыми темпами народное правительство восстановило железные дороги, шоссейные дороги, водный транспорт, джонки, повозки и другие виды транспорта, а также построило новые магистральные линии протяженностью в 1267 км.

Благодаря этому правительство успешно разрешило проблемы снабжения зерном и промышленным сырьем (в особенности хлопком), разрешило вопрос сбыта сельскохозяйственной продукции и вместе с тем разрешило вопрос сбыта промышленной продукции. Наряду с этим было соответствующим образом урегулировано соотношение между ценами на промышленные и сельскохозяйственные продукты. Общая стоимость товаров, производимых обществом, ежегодно увеличивалась приблизительно на 30% , вследствие чего экономики города и деревни стала процветать.

4. На государственных промышленных предприятиях и на транспорте мы провели демократические преобразования, ликвидировали шпионов, диверсантов, подрядчиков, создали комитеты управления на фабриках и заводах, отменили старую систему управления, угнетавшую рабочих, перестроили руководство, подняли творческие силы и трудовую активность рабочих масс. Эффективная помощь советских специалистов в нашем строительстве одновременно способствовала проведению нами работы по идеологическому перевоспитанию старых китайских специалистов и технических работников, по внедрению среди руководящих работников предприятий взглядов о необходимости перенять опыт передовой техники Советского Союза и способствовала тому, что наши работники начали учиться организации производства согласно принципам планового хозяйства, улучшили работу по управлению предприятиями, повысили процент использования оборудования, в особенности в таких отраслях, как сталь, уголь, электричество, машиностроение, железные дороги и т.д.

До освобождения всей страны реальная зарплата рабочих и служащих, вследствие инфляции и повышения цен на товары в период господства, была значительно ниже, чем до антияпонской войны. После освобождения мы предприняли первые шаги в сторону улучшения материального положения рабочих и служащих. В 1952 г. средняя зарплата рабочих и служащих, в различных отраслях промышленности и в различных районах, увеличилась от 60% до 120% по сравнению с 1949 г., средняя зарплата в целом уже достигла или превысила уровень зарплаты, существовавший до начала антияпонской войны. Благодаря этим мероприятиям повысилась производственная активность и трудовая дисциплина рабочего класса, поднялась производительность труда. Общая стоимость валовой продукции промышленности за 1952 год составит 226% общей стоимости промышленной продукции 1949 г. Количество продукции, производимой каждой отраслью промышленности, кроме некоторых отраслей, превысит уровень самого высокого производства в истории Китая. Вместе с тем, при помощи Советского Союза мы уже приступили к реконструкции и новому строительству нескольких важнейших фабрик и заводов.

5. В марте 1950 г. был введен единый государственный бюджет, единое распределение основных видов сырья и продукции страны, единое управление денежными средствами страны, находящимися в обращении. Начала проводиться работа по управлению в области государственных доходов, проводится борьба с хищениями и расточительством, осуществляется экономия в расходах и развитие производства. Благодаря проведению этой работы и благодаря помощи Советского Союза, предоставившего нам кредит, государственный бюджет за 1951 год не только был сбалансирован, но был достигнут активный баланс и были стабилизированы цены на товары. Поэтому государство было в состоянии ликвидировать спекуляцию валютой и спекуляцию в торговле, а также успешно оказать поддержку войне в Корее. В 1951-1952 гг. около 22-36% общей суммы доходов государства было израсходовано на экономическое строительство, развертывание культурнопросветительной деятельности и некоторое улучшение материального положения военнослужащих, работников правительственных учреждений и работников просвещения.

В течение прошедших трех лет мы выполнили задачу, поставленную товарищем Мао Цзэдуном перед всей партией относительно «борьбы за коренное улучшение финансовоэкономического положения страны». Теперь перед нами стоит новая задача длительного экономического строительства. Нам недостает опыта организации работы для грандиозного экономического строительства. Мы должны в дальнейшем приложить еще большие усилия и учиться у Советского Союза.

II. Установка относительно строительства на ближайшие пять лет.

Предстоящие пять лет являются первым этапом в длительном экономическом строительстве в Китае. Основная задача на этом этапе состоит в том, чтобы заложить фундамент индустриализации страны, развить сельское хозяйство, укрепить государственную оборону, постепенно повысить условия материальной и культурной жизни народа и обеспечить успешный переход страны к социализму.

1. Центральным звеном в пятилетнем строительстве является тяжелая промышленность, и в частности, такие ее отрасли, как сталь, железо, уголь, электроэнергия, нефть, машиностроение, самолеты, танки, тракторы, судостроение, вагоностроение, военная промышленность, цветные металлы и основные продукты химической промышленности, с тем, чтобы изменить облик экономики страны, укрепить государственную оборону и создать материальную базу для коллективизации сельского хозяйства.

Исходя из финансовых возможностей и наличия кадров технических работников необходимо развивать и другие отрасли хозяйства при условии, что это не будет мешать развитию тяжелой промышленности. В области легкой промышленности соответственным образом развивать текстильную, бумажную и фармацевтическую промышленность с тем, чтобы удовлетворить материальные и культурные нужды населения (см. таблицу № 1217).

2. Темпы промышленного строительства. Исходя из темпа трехлетней восстановительной работы в промышленности Китая, основываясь на опыте промышленного строительства в Советском Союзе и странах народной демократии, мы считаем, что прирост ежегодного производства в пятилетнем строительстве в 20% не только возможен, но и необходим. Достижение такого темпа строительства и дальнейшее увеличение его зависит от совместных усилий партии, рабочего класса и технического персонала при условии соблюдения единого плана, а также зависит от помощи Советского Союза. Нужно бороться с консерватизмом в деле планирования строительства, выявления потенциальных возможностей технического персонала, выявления материальных и финансовых ресурсов и против рутины в организационной работе. Вместе с тем необходимо предотвратить и авантюристические тенденции.

3. Увеличение удельного веса социалистического сектора в народном хозяйстве, обеспечение планового ведения длительного экономического строительства, дальнейшее укрепление руководящей роли социалистического сектора в народном хозяйстве.

Усилить государственный сектор в промышленности, чтобы он стал руководящим ядром народного хозяйства; взять под полный контроль государства через государственный капитализм важнейшие промышленные предприятия частного сектора. На основе трудовой взаимопомощи активно организовывать сельскохозяйственную кооперацию, создавать показательные колхозы; расширять государственные сельхозы с тем, чтобы обеспечить постепенный переход от единоличного хозяйства к коллективизации. Повысить урожайность с каждой единицы посевной площади и расширять посевную площадь.

Расширять государственную и кооперативную торговлю, чтобы контролировать внутренний рынок. Обеспечить государственную монополию в области оптовой торговли важнейшими видами промышленной и сельскохозяйственной продукции; обеспечить относительное превосходство государственного и кооперативного сектора в розничной торговле. Государственная розничная торговля орудиями труда и оборудованием, а также важнейшими предметами широкого потребления с каждым годом должна возрастать и занять доминирующее положение с тем, чтобы ограничить частный рынок внутри страны.

4. При определении места расположения промышленных предприятий нужно исходить из интересов государственной обороны, длительного экономического строительства и конкретной обстановки в данный момент. При осуществлении строительства в первые пять лет необходимо, прежде всего, полностью использовать существующие промышленные предприятия СевероВостока Китая (сталелитейные, машиностроительные и другие) и Шанхая (в особенности машиностроительные); нужно подготавливать кадры, технику и рабочую силу с тем, чтобы создать условия для будущих новых индустриальных баз в Западном и Северном Китае. В железнодорожном строительстве ставится главная задача связать Китай с Советским Союзом, связать центр с приморскими районами, с Юго-Западным, Северо-Западным, Северным, Центральным и Южным Китаем, чтобы это соответствовало требованиям длительного экономического строительства и интересам государственной безопасности.

5. Осуществить принцип экономии и усилить накопление капитала. В первую очередь следует усилить управление государственными предприятиями, экономить сырье и материалы, повысить производительность труда, снизить себестоимость, расширить объем накопления капитала, выявить источники финансирования, увеличить доходы государства. Все государственные учреждения и хозяйственные органы должны сократить непроизводительные расходы и широко развернуть работу по созданию сберкасс с тем, чтобы использовать народные сбережения.

Ограничить потребление внутри страны, всемерно расширять экспорт, чтобы обеспечить импорт машин и важнейшего промышленного оборудования.

6. В области промышленного строительства нужно принять советские технические нормы. Все техническое оборудование должно соответствовать передовым советским техническим нормам. Нужно планомерно и быстро заменить нестандартные, устарелые американские, английские, немецкие и японские технические нормы, существующие в нашей промышленности, советскими техническими нормами. Следует подготовить большое количество квалифицированных рабочих, технических кадров, кадры специалистов и административных работников для предприятий, а также повсеместно развернуть работу по повышению культурного уровня рабочих и крестьян.

7. Если война в Корее будет продолжаться так же, как она идет сейчас, то нам не только можно, но и необходимо начать пятилетнее строительство. Опыт последних лет показал, что в обстановке войны сопротивления американской агрессии и оказания помощи Корее в условиях получения Китаем поддержки со стороны Советского Союза, мы в состоянии одновременно с ведением войны добиться стабилизации в экономике и осуществлять строительство. Нужно, не теряя времени, быстрыми темпами строить и укреплять государственную оборону.

III. Основные показатели и основные отрасли пятилетнего строительства.

Основные показатели пятилетнего строительства следующие.

1. Валовая стоимость промышленной и сельскохозяйственной продукции в 1957 г. (без учета продукции кустарной промышленности) составит 181% валовой стоимости продукции 1952 г. (см. таблицу № 2).

2. Валовая стоимость промышленной продукции в 1957 г. составит 256% валовой стоимости промышленной продукции 1952 г., т.е. ежегодный прирост промышленной продукции составит 20,4% . Удельный вес продукции государственных и совместных (с государственным и частным капиталом) промышленных предприятий к 1957 г. составит 302,7% по сравнению с 1952 г., т.е. ежегодный прирост будет более 24% .

Валовая стоимость продукции промышленности, производящей средства производства, в 1957 г. составит 330,5% стоимости той же продукции в 1952 г.

Валовая стоимость продукции промышленности, производящей предметы потребления, в 1957 г. составит 198% стоимости той же продукции в 1952 г. (см. таблицы №№ 3 и 4).

Процентное соотношение между промышленностью, производящей средства производства, и промышленностью, производящей предметы широкого потребления, таково: в 1952 г. 43,84% и 56,16% , а в 1957 г. будет 56,5% и 43,5% (см. таблицу №5).

Соотношение промышленной продукции, производимой государственными и частными предприятиями, таково: в 1952 г. 67,3% и 32,7% , из которых продукции промышленности, производящей средства производства 82,8% и 17,2% ; продукция промышленности, производящей предметы широкого потребления 55,3% и 44,7%; а в 1957 г. будет 79,5% и 20,5% , из которых продукция промышленности, производящей средства производства, 92,8% и 7,2% ; продукция промышленности, производящей предметы широкого потребления 62,4% и 37,6% (см. таблицу № 6).

За пять лет рост производительности труда предполагается на 60-80% . За пять лет снижение себестоимости предполагается на 30-35% .

3. Валовая стоимость сельскохозяйственной продукции в 1957 г. составит 153% стоимости этой же продукции в 1952 г., т.е. ежегодной прирост сельскохозяйственной продукции составит 9% .

Валовой сбор зерна по плану в 1957 г. достигнет 240 миллионов тонн и составит 157% предполагаемого валового сбора зерна в 1952 г. (152 860 000 тонн).

Валовой сбор хлопка по плану в 1957 г. достигнет 1 860 000 тонн и составит 140,7% предполагаемого валового сбора хлопка на 1952 год в 1 322 000 тонн (см. таблицу № 7).

Организовать сельскохозяйственные производственные кооперативы, площадь обрабатываемой земли которыми составит 30-40% общей посевной площади в стране; расширить посевную площадь на 1 875 000 гектаров; расширить государственные сельхозы, посевная площадь которых должна достигнуть 1 875 000 гектаров 1957 г. (в 1952 г. 437 500 га), что составит 2% общей посевной площади в стране; организовать для опыта колхозы, посевную площадь которых предполагается в 1957 г. довести до 100 тысяч с лишним гектаров, что составит 0,1% общей посевной площади в стране.

4. В области транспорта предусматривается грузооборот в объеме 164 891 млн. тоннокилометров, что составит 227,35% объема грузооборота в 1952 г. Объем грузооборота железнодорожного транспорта составит 90% ; грузооборот речного транспорта 7% .

Вновь построить железнодорожные линии общим протяжением 12000 км, которые составят 50% наличных железнодорожных линий в 1952 г.

Предусматривается прирост мощностей по государственному флоту водного транспорта на 400000 тонн, что составит 253% наличного государственного флота. Удельный вес государственного флота в общем тоннаже возрастает с 56,7% в 1952 г. до 76% в 1957 г.

Восстановить, реконструировать и вновь построить шоссейные дороги протяжением 17900 км, отремонтировать местные дороги протяжением 30000-50000 км.

5. Общая стоимость товаров в стране в 1957 г. составит 200,89% стоимости товаров в 1952 г., равного 448786100 миллионов юаней ( 66 447 450 000 рублей) .

Объем государственной и кооперативной оптовой торговли в 1957 г. составит 260% объема государственной и кооперативной оптовой торговли в 1952 г., удельный вес которой в общем объеме оптовой торговли страны возрастет с 62,9% в 1952 году до 81,2% в 1957 г.

Объем государственной и кооперативной розничной торговли в 1957 г. составит 318% объема государственной и кооперативной розничной торговли в 1952 г., удельный вес которой возрастет с 33% в 1952 г. до 62,5% в 1957 г.

Общая стоимость экспорта в 1957 г. предположительно составит 189,3% стоимости экспорта в 1952 г., а общая стоимость импорта в 1957 г. составит 142% стоимости импорта в 1952 г.

6. За пять лет валютные расчеты между СССР и Китаем будут равняться в пользу Советского Союза 17 792 330 тыс. рублей, в пользу Китая 14 009 090 тыс. рублей. Таким образом, пассивный баланс выражается в сумме 3 784 240 тыс. рублей.

7. В случае прекращения войны в Корее предполагается проведение денежной реформы в январе 1954 г.

8. Предполагаемый государственный бюджет на пять лет: общий доход 1 352 554 600 млн. юаней (200 259 780 000) рублей общий расход 1 360 915 400 млн. юаней (201 497 690 000) рублей пассивный баланс 8 360 800 млн. юаней (1 237 910 000) рублей

9. Повышение материального уровня жизни рабочих и служащих. Средний уровень зарплаты составит 180-200% среднего уровня зарплаты в 1952 году.

Основные отрасли пятилетнего строительства

А. Промышленность (см. таблицу № 8).

1. Металлургическая промышленность к 1958 г. должна дать стали 4,5 и 5 млн. тонн, а в 1962 г. около 13 млн. тонн. В течение пяти лет должны быть созданы 2я и 3я металлургические базы Китая (Дае и Шицзиншань) и начато строительство 4-й и 5-й металлургических баз (Бэньси и Бастоу) с тем, чтобы постепенно добиться рационального расположения промышленных центров в стране.

2. Станкостроительная и машиностроительная промышленности в течение пяти лет должны на 50% обеспечить снабжение Китая станками и машинами. В период второй пятилетки станкостроительная промышленность должна обеспечить страну всеми видами станков, за исключением некоторых видов крупных станков и станков высокой точности.

В течение пяти лет создание станкостроительной промышленности должно быть основано на развитии предприятий, существующих в Шанхае и СевероВосточном Китае, которые должны быть восстановлены, приведены в порядок и реконструированы. На этих предприятиях необходимо заново организовать производство, определить профиль их, чтобы специализировать каждое из них и установить между ними тесное взаимодействие. Одновременно необходимо принять меры к подготовке строительства новых заводов в других районах страны.

В течение пяти лет расширить 46 заводов и вновь построить 21 завод, среди них:

1) Расширить 13 и построить 6 станкостроительных заводов с производительностью к концу 1957 г. 33 000 станков в год, общим весом в 129000 тонн.
2) Расширить 2 и построить 3 завода, производящих станки тяжелого типа, с производительностью к концу 1957 г. 150 00 тонн в год.
3) Расширить 9 и построить 4 завода, производящих двигатели и оборудование к ним, производительностью к концу 1957 г. 1 000 000 лошадиных сил, общим весом в 78 000 тонн.
4) Расширить 21 и построить 7 заводов, производящих горное оборудование (включая оборудование шахт, химической промышленности, подъемные краны, машины для земляных и строительных работ, инструменты и измерительные приборы), с производительностью к концу 1957 г. 175 тысяч тонн в год.
5) Расширить 1 и построить 1 шарикоподшипниковый завод, с производительностью к концу 1957 г. 18 млн. шарикоподшипников в год.
В целях удовлетворения потребностей 2го пятилетнего плана в течение 1го пятилетия начать строительство 9 заводов: по одному машиностроительному заводу в Северном Китае, Чэнду и Сиани; по одному заводу тяжелого станкостроения в Северном Китае и Центральном Китае; по одному заводу по производству шахтного оборудования в Северном Китае, Центральном Китае и Сиани; завод по производству котлов высокого давления в Северном Китае.
3. Автомобильная, тракторная и танкостроительная промышленность. По предварительным наметкам к 1962 г. добиться ежегодного производства 120 000160 000 автомобилей, 40 000 тракторов и 2000 танков. Главными стройками в течение пяти лет будут: 1 автомобильный завод в Чанчуне и 1 автосборочный завод в Пекине, тракторный завод в Северной Маньчжурии и танковый завод в СевероЗападном Китае. В 1958 г. начать строительство автомобильного завода в Северном Китае. Вопросы, касающиеся типов производимых машин, месторасположения вышеуказанных заводов и масштаба строительства, а также распределения продукции в военное и мирное время, будут решаться с помощью Советского правительства.
4. Авиационная промышленность в течение пятилетнего срока должна перейти от ремонта к производству.
1) Имеющиеся 6 крупных авиаремонтных заводов превратить в заводы по производству самолетов: а) завод в Дунта (Мукден) с годовой производительностью 3000 реактивных моторов; б) завод в Бейлине (Мукден) с годовой производительностью 1500 реактивных самолетов; в) завод в Чжучжоу (провинция Хунань) с годовой производительностью 1 200 авиамоторов и ремонтом 600 моторов для учебных самолетов в год; г) завод в Наньчане (провинция Цзянси) с годовой производительностью 600 и ремонтом 400 учебных самолетов в год; д) завод в Пинфа не (Харбин) с производительностью ориентировочно 1500 авиамоторов типа AIII в год; е) второй завод в Пинфане (Харбин) с производительностью 450 бомбардировщиков в год. (Вышеуказанная продукция будет производиться при двухсменном рабочем дне, а в военное время тремя сменами.)
2) Намечается построить в течение пяти лет один или два авиационных завода реактивных самолетов производительностью 3000 самолетов в год; построить один или два завода реактивного моторостроения, производительностью 6000 моторов в год.
3) Одновременно с постройкой шести крупных ремонтных заводов реконструировать строительные заводы и заново построить пять авиаремонтных заводов.
4) Для сочетания ремонта и производства намечается построить и реконструировать 7 заводов, обслуживающих авиамоторостроение, из них пять заводов по производству деталей моторов, по производству пропеллеров, свечей для авиамоторов, шасси и электроприборов. Реконструировать два завода по производству авиаприборов и авиаоборудования.
5. Военная промышленность. Помимо слияния существующих 41 завода в 38 заводов с тем, чтобы повысить их производственную мощность, добиться еще создания новых 1215 военных заводов, а именно: один или два артиллерийских завода в СевероЗападном Китае, один или два завода артиллерийских снарядов, один завод по производству дистанционных трубок в СевероЗападном Китае, два завода по производству ВВ218 (один в СевероЗападном Китае и один в Северном Китае), три завода по производству бездымного пороха (один в СевероЗападном Китае, один в ЮгоЗападном Китае, один в СевероВосточном или Северном Китае), один или два патронных завода в СевероЗападном Китае, завод оптических приборов, завод по производству пороха, по выпуску изделий из вольфрама (этот завод находится в ведении управления цветной металлургии). Кроме того, намечается построить заводы по производству авиабомб, противогазов, воздушного вооружения, торпедноминный завод, завод военноморских боеприпасов, прожекторный завод. Масштабы этих заводов будут разработаны, и проектирование их будет осуществлено с помощью советских специалистов .
6. Судостроительная промышленность обеспечивает, главным образом, военноморской флот и одновременно обслуживает гражданский флот. Главными объектами строительства в течение пяти лет будут: военноморской судостроительный завод в Циньхуандао, судостроительный завод «Цзянхань». Будут расширены: Дальнинское КитайскоСоветское судостроительное акционерное общество, Цзян наньский судостроительный завод, ВосточноШанхайский судостроительный завод, судостроительный завод, принадлежавший английской компании, судостроительный завод «Чжунхуа», находящиеся в Шанхае, а также Цзянханьская пароходная компания в Ухани, с таким расчетом, чтобы ежегодно строилось военных судов водоизмещением 60 000 тонн или торговых судов водоизмещением 300 000 тонн и ремонтировалось судов водоизмещением в 700 000 тонн. (Полный план развития судостроительной промышленности может быть разработан советскими специалистами после командирования их Советским правительством в Китай).
7. Паровозовагоностроительная промышленность. Все вопросы по строительству паровозов и вагонов для железнодорожного транспорта за пять лет будут разрешены собственными силами. Однако необходимо обратиться с просьбой к советским проектным организациям оказать нам помощь в проектировании реконструкции следующих предприятий: Шахэкоуского завода в г. Дальнем, Сынфанского завода в провинции Шаньдун, Учанского завода, 20го завода в г. Дальнем, Хуангу туньского завода в Мукдене, Цицикарского завода, Таньшаньского металлургического завода. Эти предприятия после реконструкции будут к 1957 г. производить 370 паровозов, 540 пассажирских вагонов, 9500 товарных вагонов в год.
8. Электромашиностроение. Добиться такого положения, чтобы к 1962 г. Китай мог, в основном, обеспечить себя продукцией электромашиностроения. Важнейшими объектами строительства за пять лет должны быть:
1) Постройка в городе Харбин турбогенераторного завода, реконструкция Шанхайского электромоторного завода и Харбинского завода по производству мощных электромоторов и цеха, производящего гидротурбины. Эти заводы должны обладать к 1957 г. производственной мощностью 935 000 киловатт.
2) Реконструкция заводов по производству электромоторов в Шанхае и Сянтане; постройка электромоторостроительного завода в Пекине; расширение заводов в СевероВосточном и ЮгоЗападном Китае с таким расчетом, чтобы к концу 1957 г. добиться производства электромоторов общей мощностью 2 570 000 киловатт.
3) Расширение трансформаторного завода в Мукдене, Шанхайского завода выключателей, создание нового завода выключателей в г. Сиани. Эти предприятия в 1957 г. должны изготовлять трансформаторов общей мощностью 5 630 000 киловольтампер и выпускать комплектно электроаппаратуру и выключатели.
4) Восстановление Мукденского кабельного завода, расширение Шанхайского кабельного завода. Постройка электронного завода, завода по производству деталей для радиотехники, завода телефонных коммутаторов, завода электропечей и завода ртутных выпрямителей.
5) В 1957 г. начать постройку завода турбогенераторов большой мощности и завода по изготовлению гидротурбин в Северном Китае. Мощность турбогенераторов и гидротурбин, выпускаемых этими заводами в год, должна равняться 1 200 000 киловатт. Итого будет построено 22 завода, реконструировано 14 заводов и упорядочен производственный процесс на 10 объектах. Для удовлетворения нужд 2ой пятилетки и в последующий период в течение первых пяти лет будет спроектировано 5 новых заводов, строительство которых начнется после 1957 г.
9. В каменноугольной промышленности. Помимо строительства девяти вертикальных, восьми шахт и трех открытых разработок, начатых до 1952 г., необходимо в первой пятилетке в различных районах страны развернуть строительство 107 вертикальных шахт, перестроить 65 шахт и восстановить 21 шахту с общей добычей угля в 1957 г. 93 810 000 тонн и в 1962 г. 160 180 000 тонн.
10. В нефтяной промышленности делается упор на развитие добычи природной нефти в СевероЗападном Китае, а также на восстановление производства синтетического горючего и горючего из сланцев в СевероВосточном Китае. Усилить разведку нефтяных источников в ЮгоЗападном Китае, добиться в 1959 г. ежегодной добычи сырой нефти в 4 500 000 тонн, а в 1962 г. 710 миллионов тонн (включая нефть, добываемую в Синьцзяне).
11. В электроэнергетической промышленности довести мощность электростанций всей страны к концу 1957 г. до 4 455 000 киловатт, а в 1962 г. до 9 300 000 киловатт (в том числе мощность гидроэлектростанций должна составлять около 35% ). Важнейшими стройками электроэнергетической промышленности в течение пяти лет являются:
1) По теплоэлектростанциям. Постройка и реконструкция 52 теплоэлектростанций, в том числе постройки вновь 37, расширение 25. При этом обратить внимание на создание значительных резервов электроэнергии на СевероЗападе страны.
2) По гидроэлектростанциям. На гидроэлектростанции Фынмань дополнительно установить 6 турбин, общей мощностью 435 000 киловатт. В случае прекращения военных действий в Корее, в сотрудничестве с Корейской НародноДемократической Республикой восстановить имеющиеся четыре турбины гидроэлектростанции Шуйфын (на реке Ялу) и установить на ней две новых турбины общей мощностью 190 000 киловатт. Одновременно начать строительство следующих четырех гидроэлектростанций.
3) Начать строительство водохранилища в нижнем течении реки Хуанхэ и гидроэлектростанции на нем мощностью 800-1400 тысяч

4) В плане на более длительный срок предусматривается полная реконструкция высоковольтной сети на СевероВостоке, а также создание десяти высоковольтных сетей (110 000 вольт) в следующих районах: СевероЗапад Маньчжурии; Пекин Тяньцзин Таншань Чжанцзякоу ( Калган) ; Тайюань Шицзячжуан; Чжэньчжоу Цзяоцзо Лоян Фын фын; Южная Цзянсу; Центральная Шаньдун; Фучжоу; Центральная Хунань; Чунцин и Восточная Юньнань.
12. По промышленности цветных металлов. На базе имеющихся медных рудников усилить разведку залежей медной руды и к 1957 г. добиться выплавки чистой меди 76 000 тонн в год, а к 1962 г. 150 000 тонн. Производство алюминия в 1957 г. довести до 30 000 тонн в год; развернуть строительство второй базы по производству алюминия (в районе Сювэнь в провинции Гуйчжоу или в уезде Гусянь провинции Хэнань). Развернуть комплексную разведку вольфрамовых, свинцовых, цинковых и оловянных руд, улучшить способы их выплавки и увеличить добычу. К 1957 г. довести выплавку:
Построить в провинции Гирин электродный завод.
13. По химической промышленности. Главнейшей задачей химической промышленности является удовлетворение нужд оборонной промышленности и вместе с тем удовлетворение нужд сельского хозяйства и обеспечение выпуска химических продуктов для нужд населения.
В течение пяти лет планируется осуществить следующее строительство:
1) Построить три новых завода по производству удобрений Гирин ский, Тайюаньский и Ланьчжоуский в 1957-1958 гг. Заводы будут выпускать азотную кислоту, азотнокислый аммоний, метиловый спирт. Годовая производительность каждого завода в переводе на азотную кислоту равняется 90 000 тонн. Восстановить Дальнинский завод химических удобрений, довести на нем ежегодное производство азотнокислого аммония 90 000 тонн, сернокислого аммония 60 000 тонн. Построить завод по выработке азотнокислого аммония в Утунцяо (ЮгоЗападный Китай), производительностью 30 000 тонн в год.
2) Построить два новых завода по производству красителей в Гирине и Тайюани. Довести общую годовую производительность этих заводов в 1957 г. по средним красителям до 5670 тонн, по высшим красителям до 5625 тонн. В военное время эти заводы частично могут быть переведены на производство взрывчатых веществ.
3) Расширить Дальнинский содовый завод. Увеличить в два раза производственную мощность этих двух заводов до 370 000 тонн кальцинированной соды.
4) Построить два новых завода по производству синтетического каучука в Гирине и провинции Сычуань. Строительство начать примерно в 1955-1957 гг.
14. По цементной промышленности. В течение пяти лет восстановить пять цементных заводов, увеличив их общую производительность до 504 000 тонн в год. Построить пять цементных заводов в Бастоу, Ланьчжоу, Нинся, Синьцзяне, Лояне общей производительностью 700 000 тонн цемента в год. Строящиеся заводы будут полностью обеспечены отечественным оборудованием. В 1957 г. довести общее производство цемента до 5 480 000 тонн в год.
15. Геологоразведочные работы. В течение пяти лет обеспечить разведку месторождений различных руд в количестве, удовлетворяющем потребности строительства на 10 лет. За пять лет разведать: залежи угля в 8 800 000 000 тонн, железной руды (содержащей 50% железа) 3 700 000 000 тонн, медной руды (содержащей 1% меди) 487 000 000 тонн, нефти 1 100 000 000 тонн.
16. По текстильной промышленности. В соответствии с необходимостью удовлетворения потребностей населения за пять лет построить 43 новых текстильных фабрики общей мощностью 2 150 000 веретен и 43 000 ткацких станков. Довести к 1957 г. объем оборудования всех текстильных предприятий страны до 7 650 000 веретен и 116 000 ткацких станков.
17. По бумажной промышленности. Построить бумажную фабрику в Якеши (Внутренняя Монголия), в Цзямусы (на СевероВостоке) в Ханькоу общей мощностью по выпуску целлюлозы 65 400 тонн, по выпуску промышленной бумаги 57 000 тонн, по выпуску бумаги для культурных потребностей 40 000 тонн. Довести в 1957 г. ежегодное производство в стране целлюлозы 737 000 тонн и бумаги 693 000 тонн.
18. По производству медикаментов. В течение пяти лет в первую очередь следует производить наиболее эффективные лекарства, както: сульфидин, пенициллин, стрептомицин и др., также соответственным образом разрешить вопрос о производстве медицинских инструментов и приборов. Построить 13 новых заводов, расширить 15 заводов.
19. За пять лет построить фабричнозаводских и коммунальных зданий общей площадью в 130 000 000 кв. метров. В том числе: зданий кирпичнодеревянной и кирпичнодеревянноцементной конструкции 110 000 000 кв. метров, стальной и железобетонной конструкции 20 000 000 кв. метров.
20. Лесная промышленность. К 1957 г. предполагается заготовить леса 22 миллиона кубометров для обеспечения основных отраслей строительства.
Б. Строительство ирригационных сооружений
1) Полное упорядочение водного режима и использования водных ресурсов р. Хуанхэ. К 1957 г. закончить составление общего плана и начать работы по обузданию Хуанхэ.
2) Провести подготовку или начать работы по обузданию рек Янцзыцзян и Чжуцзян (Жемчужной), а также работы по предохранению от наводнений и наносов на этих реках.
3) Продолжать работы по полному упорядочению водного режима реки Хуанхэ. Бороться за полное окончание этих работ в 1955 г.
4) Упорядочить водный режим средних и малых рек страны.
5) За пять лет построить следующие гидротехнические сооружения: водохранилищ 44, судоходных шлюзов 30, плотин и дамб 185, оросительных систем 85, расширить орошаемую площадь на 6 043 750 гектаров.
В.Железнодорожное строительство
За пять лет построить следующие железнодорожные магистрали:
1) Цзинин Эрлянь, закончить в 1954 г.
2) Вэйсянь Вэйхайвэй; Ханчжоу Нинбо; Литан Хайань, Гаоли мын Синшутэн; Интань Гуаньтоу общей протяженностью 1380 км. Все эти магистрали, за исключением дороги Интань Гуаньтоу, должны быть построены к концу 1954 г.
3) Тяньшуй (или Баоцзи) Чэнду; Чэнду Куньмин; Чунцин Гуйян; Сяньтань Гуйян общей протяженностью 3640 км. Строительство закончить в период 1953-1957 гг.
4) Ланьчжоу Хами (на западе соединится с ж/д СССР); Ланьчжоу Баотоу общей протяженностью 2260 км. Закончить в 1957-1958 гг.
5) Построить железных дорог на лесных разработках 14 400 км, заводских железных дорог 2500 км, прочих железнодорожных путей 790 км.
6) Построить шесть крупных железнодорожных мостов: через Хуанхэ в Ланьчжоу; через Хуанхэ в Саньшэнгун (провинция Нинся); через Хуанхэ в Шицзуйшань (провинция Нинся); через Янцзыцзян на ж/д линии Чэнду Куньмин; через Янцзыцзян в Ухани; на р. Луаньхэ.

Г. Лесное хозяйство

Посадить гевеи на площади 625 000 гектаров. Создать 500 плантаций гевеи. Произвести посадку леса на средства государства и частных лиц на площади 9 937 000 гектаров.

Направление капиталовложений в народном хозяйстве. Капиталовложения в народное хозяйство в течение пятилетки составят 44,3% общего государственного бюджета. Общая сумма капиталовложений будет равна 602 262 200 000 000 юаней (89 171 187 000 рублей). В том числе: в тяжелую промышленность 49% , в легкую промышленность 6,2% (включая оборотные средства), в коммуникационное строительство 16,1% (в том числе на строительство железных дорог 12,1%), в сельское хозяйство, лесное хозяйство и ирригационное строительство 5,6% , городское коммунальное строительство 3,3% , в капитальное строительство и оборотный капитал государственной торговли 3,3% , в жилищное строительство для рабочих и служащих существующих предприятий и строительство государственных складских помещений 2,1% , на создание государственных резервов и на капитальное вложение в другие отрасли хозяйства 6,9% .

Размещение промышленности. Предприятия тяжелой промышленности, которые будут расширены или вновь построены в течение последующих десяти лет, разместятся в следующих восьми районах: в районе Пекина, Ухани Дае и Баотоу сталелитейная и машиностроительная; в районе Цицикара и Ланьчжоу военная и машиностроительная; в районе Сиани машиностроительная и электрооборудования; в районе Датуна каменноугольная и горного оборудования; намечается превратить в центр машиностроительной промышленности.

В течение первых пяти лет необходимо составить генеральные планы строительства этих новых промышленных районов, планы городского строительства, а также осуществить строительство необходимых жилищнокоммунальных сооружений.

IV. Подготовительная работа для осуществления длительного строительства

В целях осуществления планового экономического строительства в масштабах всей страны нами проводятся следующие подготовительные мероприятия.

1. Партийное руководство и вся партийная работа должны быть направлены, главным образом, на экономическое строительство и, в особенности на промышленное строительство. Намечается создание государственного планового комитета. В этом году мы уже направили большое количество работников для укрепления центральных финансовоэкономических органов. Более 10 000 кадровых работников из различных районов страны переброшены для работы в учреждения и организации, ведающие промышленностью, а также на фабрики, заводы, шахты и рудники. В дальнейшем эта работа будет проводиться в плановом порядке. Товарищ Мао Цзедун указывает: хотя Компартия Китая не имеет опыта в деле осуществления экономического строительства в больших масштабах, однако опыт Советского Союза служит ей лучшим примером. Мы уверены, что, используя опыт Советского Союза и конкретную помощь, оказываемую нам Советским Союзом, Компартия Китая под руководством товарища Мао Цзедуна сможет в короткий срок научиться руководить экономическим строительством.
2. Что касается вопроса источников средств для строительства, то Китай имеет огромные потенциальные экономические возможности. Если мы сможем провести строжайшую экономию и сконцентрировать средства в важнейших отраслях строительства, то, по нашим подсчетам, внутренние финансовые возможности Китая вполне обеспечат вышеуказанное широкое строительство. Однако следует заметить, что валютная платежная способность у нас недостаточна.

Источники получения средств: вопервых, накопления государственных промышленных и торговых предприятий, полученные в результате планового повышения производства и снижения себестоимости; вовторых, налоги, являющиеся одной из важных статей дохода и источником накоплений для строительства, поскольку в Китае еще существует частнокапиталистический сектор; втретьих, увеличение поступлений от сельхозналога в связи с ростом сельскохозяйственного производства; в четвертых, соответствующая экономия от сокращения административных расходов.

3. Геологоразведочная работа. Китай обладает богатыми запасами полезных ископаемых, но от старой администрации Китая не осталось почти никаких систематизированных материалов по геологическим исследованиям страны. Геологов в Китае в настоящее время насчитывается незначительное количество (500 с лишним человек), уровень их квалификации низкий. Если не принять срочных мер для исправления существующего положения, то это будет тормозить экономическое строительство Китая. Мы запланировали за пятилетку разведать месторождения ископаемых, которые потребуются для строительства в течение 10 лет; создали Министерство геологии Центрального Народного правительства и надеемся с помощью советских геологов немедленно активизировать геологоразведочные работы в основных районах залежей ископаемых. За пять лет запланировано подготовить 10 500 геологов.
4. Проектировочные работы. В связи с очень низким техническим уровнем Китая просить Советский Союз в течение пяти лет осуществлять проектировочные работы по строительству основных заводов и рудников. Проектирование других предприятий осуществлять совместно с советскими проектировочными организациями. При этом необходимо учиться у советских специалистов с тем, чтобы можно было создать мощные проектировочные группы из китайских работников, которые в дальнейшем были бы способны самостоятельно вести проектирование важных объектов. За пять лет создать проектировочные группы в следующих отраслях промышленности: сталелитейной, цветных металлов, каменноугольной, электростанций, нефтяной, военной, авиационной, химической, стройматериалов, машиностроительной, электрооборудования, средств связи, автомобильной и тракторной, текстильной, бумажной, а также проектировочные группы по ирригационному, железнодорожному, строительному, дорожному, сельскохозяйственному строительству с общим количеством людей в 20 000 человек.
5. Строительная промышленность. Для осуществления крупного капитального строительства необходимо пополнить и усилить существующие строительные организации и создать новые строительные организации. При Центральном Народном правительстве создано Министерство строительства. Кроме того, при министерствах созданы строительные организации по различным отраслям промышленности, которые с момента своего создания, исходя из советского опыта, осуществляют строгий хозрасчет и всеми силами борются за снижение стоимости строительства, повышение качества работ, систематическую механизацию строительных работ.
6. Машиностроение. Оборудование, необходимое для строек пятилетки, предоставляется, главным образом, Советским Союзом, но, кроме этого, Китаю надлежит упорядочить и реконструировать имеющиеся заводы, подготовить строительство необходимых новых заводов с тем, чтобы Китай постепенно сам смог производить такое оборудование.
7. Технические кадры. Геологоразведочные работы, проектировочные работы, строительная промышленность, машиностроение, вводимые в строй заводы требуют большого количества кадров, инженернотехнического персонала и квалифицированных рабочих. Кроме идеологического перевоспитания старых инженернотехнических работников (количество их недостаточное, технический уровень невысокий), необходимо открыть новые учебные заведения, реорганизовать имеющиеся учебные заведения, перестроить учебные заведения, перестроить учебные программы, в большем количестве подготавливать новых специалистов в вузах и техникумах. В настоящее время в вузах страны обучается 174 000 человек, в 1952 г. будет принято в вузы 68 000 человек (в том числе на промышленные факультеты 31000 человек), за пять лет вузы страны окончит примерно 492 400 человек, в том числе промышленные факультеты окончит примерно 160 000 человек; кроме этого промышленные отделения техникумов окончит примерно 230 000 человек. Всем этим выпускникам еще следует повысить свои знания при помощи советских специалистов. Разрабатывается план подготовки технических кадров рабочих.

V. Вопросы, в которых потребуется помощь Китаю со стороны Советского Союза

Опыт Советского Союза, техническая и финансовая помощь, оказываемая Советским Союзом, являются решающим фактором в деле успешного перспективного строительства в Китае. Мы просим Советский Союз оказать нам следующую помощь219:

1. Просим рассмотреть установки, задачи и главные показатели разработанного нами проекта пятилетнего плана. Сможет ли Китай справиться с таким строительством, как сочетать строительство в Китае с планами строительства в СССР и в странах новой демократии? Кроме того, просим Советское правительство поручить соответствующим органам СССР оказать нам помощь в рассмотрении масштабов, сроков и других вопросов, связанных с нашим строительством.
2. Помимо этого просим Советское правительство оказать нам следующую техническую помощь:

1) Проектирование. За прошедшие три года в Китае нужно было спроектировать 49 объектов строительства. Советское правительство дало согласие оказать помощь, и работы по проектированию этих предприятий уже ведутся. Кроме того, на рассмотрении Советского правительства находится наша просьба об оказании помощи в проектировании 24 объектов. Проектирование этих предприятий будет иметь огромное значение для промышленного строительства в Китае и для повышения технического уровня страны, как в настоящее время, так и в последующие годы. Отсутствие до настоящего времени перспективного плана строительства в Китае, отсутствие опыта, частые изменения, вносимые в уже согласованные обеими странами проекты, создают множество дополнительных затруднений для Советского Союза. Однако мы уверены, что после обсуждения с Советским правительством перспективного плана Китая и утверждения его положение улучшится.

Из вышеизложенного вытекает, что Китай по своему нынешнему техническому уровню еще не в состоянии самостоятельно осуществлять проектирование крупных предприятий. Поэтому мы просим Советское правительство взять на себя проектирование планируемых нами 58 заводов, рудников и лабораторий, 40 угольных шахт и 28 электростанций, трансформаторных станций и электролиний. И за годы пятилетки закончить проектные работы по ним, а также составить план аэросъемки лесных массивов. Если к этому прибавить еще 24 объекта, просьба о проектировании которых еще раньше была представлена на рассмотрение Советскому правительству, то всего получится 151 объект. Для успешного выполнения плана строительства первой пятилетки из числа этих объектов в период с IV квартала 1952 г. и до конца 1953 г. необходимо начать проектирование по 114 объектам (в это число не входят арсеналы, авиастроительные и авиаремонтные заводы, с просьбой о проектировании которых мы предполагаем обратиться к Советскому правительству).

Кроме этого, мы просим Советское правительство направить во втором полугодии сего года в Китай 5 смешанных групп специалистов для работы по планированию, размещению и проектированию предприятий в общегосударственном масштабе. В задачи этих пяти групп будет входить:

а) Составление плана электрификации всей страны (включая гидро и теплоэлектростанции и линии электропередачи);
б) Определение перспектив развития металлургической промышленности страны (включая качественные стали) и разработку ассортимента продукции;
в) Составление общего плана реорганизации уже имеющихся и строительства новых машиностроительных предприятий (включая инструментальные, горного оборудования, металлургического оборудования, двигателей и т.п.);
г) Составление плана реорганизации, расширения и перестройки судостроительных заводов;
д) Составление плана реорганизации, расширения и постройки паро возовагоностроительных заводов.

В числе объектов, проекты по которым выполняются Советским Союзом, девять объектов относятся к стройкам второй очереди. Кроме того, в ходе осуществления пятилетнего плана может возникнуть необходимость просить Советский Союз взять на себя проектирование некоторых других предприятий. С этим мы в соответствующий момент обратимся к Советскому правительству.

Одновременно мы обращаемся с просьбой к Советскому правительству произвести изыскательные работы на 6 объектах из числа тех, проектирование которых мы просим осуществить Советский Союз.

2) По промышленному оборудованию. Предполагается получить полное комплектное оборудование всех предприятий, которые проектируются советскими специалистами по нашей просьбе. Согласно техническим нормам оборудования, указанным в советском проекте, будет решаться конкретно вопрос о том, какое оборудование будет поставляться из Советского Союза, что должно самостоятельно изготавливаться на китайских заводах и что будет изготавливаться на китайских заводах по советским чертежам.

Ввиду слабости нашей машиностроительной промышленности она не может изготовлять крупное и сложное оборудование. Поэтому в течение пяти лет предполагается получить из Советского Союза около миллиона тонн промышленного оборудования (включая комплектное и некомплектное оборудование). Часть строительных стальных конструкций, которая потребуется в первой пятилетке, также предполагается завезти из Советского Союза.

3) Помощь специалистами. В настоящее время на различных предприятиях, в финансовоэкономических и культурнопросветительных органах Китая работает 457 советских специалистов. Эти специалисты внесли огромный вклад в дело строительства Китая.

Помимо 457 специалистов, работающих в Китае в настоящее время, мы намерены в 1952 г. использовать еще 89 специалистов, на посылку которых в Китай Советское правительство дало согласие. В 1953 г. мы предполагаем пригласить еще 418 специалистов для работы в финансовоэкономических органах и на предприятиях (заявка на специалистов для работы в авиационной промышленности и в правительственных органах будет представлена отдельно).

4) Вопросы технической документации. В целях быстрейшего поднятия технического уровня производства в Китае, в целях унификации китайских стандартов с советскими стандартами в строительстве просить Советское правительство систематически снабжать Китай следующей технической документацией:

а) Техническими нормами (применяемыми в общесоюзном масштабе и применяемыми на образцовых предприятиях);
б) некоторыми стандартными проектами;
в) некоторыми инструкциями по эксплуатации;
г) некоторыми чертежами в области станкостроения, машиностроения и электромашиностроения;
д) некоторыми современными техникоэкономическими показателями.

Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов: В 2 т. / Под ред. В.С. Мясникова. Т. 2: Друг и союзник нового Китая. Составители: Е.Р. Курапова, В.С. Мясников, А.А. Чернобаев. М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 526 с., ил.

карта сайта | История США |