АННОТАЦИЯ С. АНДРЕЕВА КИТАЙСКОГО ДОКЛАДА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ В КИТАЕ В 1949 г.
13 февраля 1950 г. Секретно
Доклад, являющийся документом КПК для внутреннего пользования, содержит данные об экономическом положении Китая за первую и частично вторую половину 1949 года.
Удельный вес промышленности в экономике страны составляет 10% , а сельского хозяйства и кустарного производства 90% . Преобладает легкая промышленность над тяжелой. В 1935 г. в промышленности производство средств производства составляло 5,5% , а производство средств потребления 94,5% .
В современной промышленности Китая удельный вес государственной промышленности достигает 60% . По угольной промышленности он равен 70% , по выработке железа 60% , стали 90% электроэнергии 78% , электрооборудования 36% , веретен 43% , цемента 60% . Все железные дороги находятся в руках государства.
Сельское хозяйство носит характер мелкого, частного производства. Земельная реформа проведена только в Маньчжурии и в Северном Китае. В товарообороте господствует частный капитал.
Иностранный капитал, в основном английский и американский, сохраняет свои позиции в экономике Китая: в стране продолжают работу иностранные банки; в Шанхае иностранному капиталу принадлежит электростанция, телефонная станция, трамвай, 52% складских помещений в порту и все нефтехранилища; 55% капитала Кайланской угольной компании в Северном Китае, дающей 14% добычи угля в стране, принадлежит англичанам; почти во всех крупных городах Китая имеются фабрики Англоамериканской табачной компании, причем эти фабрики дают в Шанхае V3, а в Тяньцзине половину продукции табачной промышленности этих городов; 70% внешнеторгового оборота Шанхая и южных портов осуществляется на иностранных судах. Китай еще имеет обязательства по иностранным займам, в частности, по займам на строительство железных дорог.
Основные показатели промышленности Китая за 1949 г.: добыча железной руды около 500 000 тонн (20% от довоенного уровня); угля 28 000 000 тонн (1942 г. 55 млн. тонн); произведено железа 150 000 тонн (в 1943 г. 180 000 тонн); стали 100 000 тонн (1943 г. 900 000 тонн). В текстильной промышленности имеется 4 500 000 веретен, в шерстяной промышленности 150 000 веретен.
Центральное народное правительство планирует в течение ближайших 23 лет восстановить промышленность до ее прежнего высшего уровня и построить заводы общего и сельскохозяйственного машиностроения.
Производство сельского хозяйства составляет 106 560 000 тонн, т.е. 80% от довоенного уровня, что примерно покрывает потребности населения страны. Валовой сбор хлопка составляет 11 330 000 пикулей, т.е. 78% от довоенного сбора. Для нужд текстильной промышленности и населения не хватает 4 670 000 пикулей хлопка (1 пикуль 59,6 кг). Поголовье скота по сравнению с 1937 годом сократилось на 36% .
В Китае до войны в 1934 г. было 26 000 км железных дорог. На конец первой половины 1949 г. восстановлено 16 606 км железнодорожной сети.
В июле 1949 г. в водах освобожденного Китая оставалось 217 судов водоизмещением в 138 732 тонны. Тоннаж судов при режиме Чан Кайши составлял 1 200 000 тонн. Большая часть судов угнана гоминдановцами в порты Тайваня (Формозы).
Сумма экспорта и импорта освобожденных районов Китая за первую половину 1949 г. составила около 80 000 000 американских долларов. Экспорт почти равен сумме импорта.
Расходы по бюджету 1949 г. составляют в серебряных долларах 2 000 000 000 долларов, а доходы 1 500 000 000 долларов. Дефицит 500 000 000 серебряных долларов. Более 50% расходов в 1949 г. пошли на военные нужды (в 1948 г. 70-89%). Расходы на восстановление промышленности начинают расти, особенно в Маньчжурии и в Северном Китае. Большой дефицит в бюджете вызывает инфляцию в денежном обращении Китайской Народной Республики.