ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДРУЖБЫ
1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. В тот же день министр иностранных дел Чжоу Эньлай направил в адрес руководства СССР Декларацию Пентрального народного правительства Китая с извещением об образовании КНР и желании установить дипломатические отношения с иностранными государствами. На следующий день из Москвы была направлена ответная телеграмма: «Рассмотрев предложение Пентрального народного правительства Китая, Советское правительство, движимое неизменным стремлением к поддержанию дружественных отношений с китайским народом и уверенное в том, что Центральное народное правительство Китая является выразителем воли подавляющего большинства китайского народа, извещает Вас, что оно приняло решение - установить дипломатические отношения между Советским Союзом и Народной Республикой Китая и обменяться послами»1.
Исторически СССР стал первым государством, признавшим КНР. В его лице новый Китай обрел надежного друга и союзника в борьбе за восстановление народного хозяйства, упрочение своих международных позиций, ликвидацию экономической отсталости, построение социалистического общества. В историю становления и развития советско-китайских отношений 1950-е годы вошли как десятилетие дружбы. При этом, однако, эта история не была простой и прямолинейной: немало противоречий объективного характера и субъективного порядка вошли в нее. С этой точки зрения, с известной долей условности, десятилетие можно разделить на два периода: 1949- 1956 гг. и 1956-1960 гг.
Важным событием начальной истории первого этапа стало заключение 14 февраля 1950 г. Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи2. Договаривающиеся стороны выразили стремление укреплять длительный мир и всеобщую безопасность на Дальнем Востоке и во всем мире, развивать и укреплять экономические и культурные связи между двумя странами. В основу договора были положены принципы равноправия, учета взаимных интересов, уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, проведения консультаций по всем важным международным вопросам. Это отвечало коренным интересам народов Советского Союза и Китая.
Одновременно с заключением договора стороны подписали Соглашение о предоставлении КНР долгосрочного кредита на сумму в 300 миллионов американских долларов. Кредит использовался для оплаты поставок из Советского Союза оборудования и материалов для электростанций, металлургических и машиностроительных заводов, оборудования для добычи угля и руд, железнодорожного и другого транспортного оборудования, рельсов и других материалов для восстановления и развития народного хозяйства КНР. Стороны подписали также соглашения, касающиеся Китайско-Чанчуньской железной дороги (КЧЖД), военно-морской базы Порт-Артур и порта Дальний.
Сопротивление японской агрессии и гражданская война сократили уровень промышленного производства в Китае к 1949 г. в 2 раза. При восстановлении промышленности и транспорта страна особенно нуждалась в черных металлах, поскольку в национальной металлургической промышленности производство чугуна сократилось до 13%, стали в слитках - до 17%, проката - до 18%3. Советский Союз, несмотря на трудности послевоенного восстановления собственного народного хозяйства, мобилизовал значительные ресурсы для оказания помощи Китаю. Так, КНР в 1950-1952 гг. получила от Советского Союза 943 тысячи тонн этих металлов, т.е. около 40% ее собственного производства. За те же годы Советским Союзом было поставлено 1,5 млн тонн нефтепродуктов, в том числе почти 1 млн тонн керосина и бензина, собственное производство которых в КНР в 1950-1952 гг. не превышало 287 тысяч тонн. Многие советские заводы и фабрики перестраивали свое производство для выполнения заказов КНР. Советский Союз выделил для Китая новейшее оборудование, нередко за счет временных недопоставок собственным предприятиям. Широкие масштабы с 1951 г. приобрела советская научно-техническая помощь Китаю.
Структуру и характер советского экспорта в Китай определили неотложные нужды строительства экономики Нового Китая. Главной статьей вывоза стало промышленное оборудование. Его стоимость в 1950 г. составляла 165,3 млн рублей, а в 1952 г. - уже 609,4 млн рублей, т.е. возросла с 10,6% до 27,7%. При этом неуклонно увеличивалась поставка комплектного оборудования, что создавало возможность полностью оснастить новые или реконструируемые предприятия необходимыми станками, машинами, приборами и разного рода техникой4.
Эта помощь была предоставлена китайскому народу в тот момент, когда «в результате вторжения американских империалистов в Корею, на китайский Тайвань и в результате бомбардировок Северо-Восточного Китая безопасность Китая» оказалась «поставленной под угрозу»5. 18 мая 1951 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята американская резолюция о введении эмбарго на торговлю с КНР.
В первые годы своего существования КНР также остро ощущала недостаток опытных кадров, способных восстановить и наладить народное хозяйство. Советский Союз и в этом отношении своевременно пришел на помощь, направив в КНР опытных специалистов в области управления, планирования, военного дела, дипломатии, научных работников, инженеров6.
Немалое значение в накоплении опыта хозяйственной работы и в укреплении государственного сектора КНР имела деятельность смешанных советско-китайских обществ и предприятий, в последующем переданных СССР в полную собственность Китая. К концу 1952 г. советская сторона безвозмездно передала Китаю все права по совместному управлению Китайско-Чанчуньской железной дорогой и все принадлежавшее ей имущество, а с 1 января 1955 г. Советский Союз передал Китаю свою долю участка в Обществе по добыче цветных и редких металлов, в Обществе по строительству и ремонту судов в г. Дальнем и в Обществе для организации и эксплуатации гражданских воздушных авиалиний. Передача состоялась на условиях погашения советской доли участия поставками в течение ряда лет товаров обычного китайского экспорта. Советский Союз безвозмездно передал КНР все имущество, которое после 1945 г. было приобретено советскими хозяйственными организациями у японских собственников, все здания бывшего русского военного городка в Пекине, все сооружения (в том числе и построенные после 1945 г.) в районе военно-морской базы Порт-Артур.
По мере укрепления собственной экономической базы СССР планомерно увеличивал масштабы сотрудничества с Китаем. В годы первой китайской пятилетки (1953-1957 гг.) из 600 главных народнохозяйственных объектов, сооружавшихся в КНР, 211 наиболее крупных строились при содействии Советского Союза. По китайским данным, около 44% капиталовложений в промышленность приходилось именно на эти 211 предприятий (Аньшаньский металлургический комбинат, Чаньчуньский автомобильный завод, завод электроэнергетического оборудования в Харбине и др.). При этом Советский Союз поставлял Китаю самое совершенное оборудование и машины, которых в ряде случаев еще не было на советских предприятиях.
Тысячи советских специалистов самоотверженно трудились в различных отраслях народного хозяйства Китая, передавая свой опыт братскому народу. С их участием и помощью был разработан план ирригационных сооружений на реке Хуайхэ, частые разливы которой наносили большой ущерб, построен трехкилометровый мост через другую реку - Хуанхэ. Специалисты из СССР помогли организовать различного рода курсы, на которых они вели подготовку научно-технических кадров для промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Ими были организованы научно-исследовательские институты и лаборатории. Они вели преподавание в ведущих университетах Китая.
В декабре 1952 г. в журнале «Народный Китай» отмечалось: «Нет ни одной отрасли новодемократического строительства, в которой не применялся бы в самом широком масштабе богатый советский опыт»7.
В области промышленности первым пятилетним планом развития на-родного хозяйства КНР предусматривалось приложить главные усилия к возведению 694 номенклатурных объектов, среди которых 156 сооружалось с помощью СССР. Советские специалисты проводили изыскания, проектирование, поставки основного технологического оборудования, монтаж и пуск предприятий.
Выступая на VIII съезде Коммунистической партии Китая (1956 г.), Чжоу Эньлай высоко оценил интернациональную помощь СССР и ее роль в строительстве китайской экономики: «В период восстановления народного хозяйства и в период первого пятилетнего плана развития народного хозяйства наша страна во всех областях получала огромную и искреннюю помощь со стороны Советского Союза, а также большую помощь братских стран. Такая помощь содействовала преодолению нами многих трудностей, позволила нашей стране довольно высокими темпами двигать вперед дело социалистического строительства»8.
В 1956 г. правительство СССР выступило с декларацией об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими странами. В этом документе подчеркивалась необходимость обсуждения правительствами братских стран соответствующих мер, «чтобы устранить какие бы то ни было возможности нарушения принципа национального суверенитета, взаимной выгоды и равноправия в экономических отношениях». Эта инициатива Советского правительства, направленная на совершенствование системы международных отношений, была высоко оценена правительством КНР в его заявлении 1 ноября 1958 г.
Волею истории 1956 г. стал началом нового периода во взаимоотношениях двух стран в 1950-е годы. Выступление на ХХ съезде КПСС советского лидера Н.С. Хрущева с критикой культа личности И.В. Сталина не нашло поддержки у китайского руководства. Ветеран советской дипломатии в Китае, ставший видным ученым-китаеведом, А.М. Дедовский возлагает долю ответственности на советское руководство: «Большую роль в подрыве советско-китайских тесных, дружественных отношений сыграло руководство КПСС во главе с Н.С. Хрущевым и более всего лично Хрущев, его непродуманные, грубо ошибочные действия по отдельным вопросам отношений с правительством КНР и его авантюрные выходки лично в отношении Мао Цзэдуна»9. Выступление Н.С. Хрущева было подвергнуто критике на VIII съезде КПК и на переговорах партийно-правительственной делегации КНР во главе с Чжоу Эньлаем с Н.С. Хрущевым, А.И. Микояном, Булганиным в январе 1957 г. в Москве10.
В 1958 г. решением руководства страны в КНР начали создавать народные коммуны, была принята линия «большого скачка» в экономике. Это породило радужные надежды, оказавшиеся в итоге иллюзорными. Для творческой и научной интеллигенции ранее был выдвинут курс «пусть расцветают все цветы и соперничают все ученые», также не давший ожидавшихся результатов11.
Заявленные грандиозные планы, наряду с энтузиазмом строителей Нового Китая, создали подъем националистических настроений у ряда кадровых партийных работников и администраторов. В августе 1958 г. китайские руководители (что стало известно позже) вызвали столкновение с тайваньскими войсками в районе прибрежных островов Пзиньмынь и Мацзу. Это привело к так называемому Тайваньскому кризису. В нарушение обязательств по Советско-китайскому договору от 14 февраля 1950 г., эти действия, создавшие опасность войны на Дальнем Востоке и автоматического вовлечения в нее Советского Союза, были предприняты руководством КНР без каких-либо консультаций с Советским правительством. Оно было поставлено перед свершившимся фактом. И все же Советский Союз, верный своему союзническому долгу, твердо выступил в защиту КНР, заявив, что нападение на КНР будет рассматриваться как нападение на Советский Союз. Заявление Советского правительства отрезвляюще подействовало на правящие круги США. 14 октября 1958 г., обращаясь к ПК КПСС, Мао Цзэ-дун писал: «Мы глубоко тронуты вашей безграничной преданностью принципам марксизма-ленинизма и интернационализма. Я от имени всех товарищей, членов Коммунистической партии Китая, выражаю вам сердечную благодарность».
Весной 1959 г. значительно осложнилась ситуация на китайско-индийской границе. Это было вызвано мартовским восстанием тибетцев, подавленным китайскими войсками и бегством в Индию далай-ламы с шестью тысячами его сторонников. Кроме того, в 1958 г. в журнале «Китай в иллюстрациях» была опубликована карта, на которой значительные участки территории, которые Индия традиционно считала своими, были указаны принадлежащими Китаю. Китайско-индийский пограничный спор обсуждался и в ходе визита Н.С. Хрущёва, прибывшего в Пекин в октябре 1959 г. для участия в праздновании 10-й годовщины основания КНР. Позиции сторон были слишком различны, и согласовать их не удалось12.
Следует подчеркнуть, что реакция Советского Союза на конкретные тактические шаги Пекина в 1958-1960 гг. во всех случаях была предельно сдержанной. Это достаточно наглядно видно на целом ряде примеров. В частности, показательна позиция СССР по отношению к экспериментам с народными коммунами и «большим скачком». После провала последнего в КНР эту позицию СССР стали изображать как нелояльную, недружественную и представлять ее как одну из причин возникновения напряженности в китайско-советских отношениях. Между тем, в целом отрицательное отношение в СССР к практике народных коммун и «большому скачку» не было сформулировано в официальных документах. Оно выразилось лишь в позитивном изложении научных основ строительства социализма и коммунизма с трибуны ХХI съезда КПСС, а также в известном ограничении информации в прессе об этих китайских экспериментах. В основном такой подход к внутренним китайским делам проявили и другие социалистические страны. Первое прямое критическое выступление по поводу организации коммун в Китае содержалось в статье «Нойес Дойчланд» от 17 июля 1960 г. Реакция Мао Цзэдуна была тем более болезненна, что и само китайское руководство уже в конце 1958 - начале 1959 гг. поняло причины провала своих экспериментов.13
С советской стороны в 1958-1959 гг., несмотря на расхождения с китайским руководством по ряду вопросов, было проявлено стремление к укреплению дружбы, усилено экономическое сотрудничество. К сожалению, это не встретило взаимопонимания. В период «большого скачка» и народных коммун в КНР велась неприкрытая кампания критики советского социального и хозяйственного опыта. Советские специалисты в Китае подвергались оскорблениям, их советами демонстративно пренебрегали, с ними перестали считаться. Во второй половине 1958 г. на промышленных предприятиях КНР были ликвидированы все технические службы (технологические отделы, отделы главного механика, главного энергетика, технического контроля). С рабочих мест были изъяты технологические инструкции и нормативы. Советские специалисты протестовали, настойчиво указывая, что неизбежным следствием такого отношения к технологии окажется хаос в промышленном производстве и строительстве. Несмотря на подобные негативные моменты, Советский Союз в 1958-1959 гг. продолжал расширять экономическое сотрудничество с КНР, делал все возможное для развития всесторонних связей с Китаем. По просьбе китайской стороны Советский Союз значительно увеличил поставку в КНР машин, нефтепродуктов и других товаров. Тогда же завершились переговоры об оказании Китаю помощи в осуществлении второго пятилетнего плана, а также о содействии в промышленном строительстве в последующие годы. В соответствии с советско-китайскими соглашениями от 8 августа 1958 г. и 7 февраля 1959 г. СССР взял на себя обязательства оказать техническое и иное содействие Китайской Народной Республике в строительстве 124 крупнейших предприятий и других важных народнохозяйственных объектов.
Всего за 1950-1959 гг. советское государство оказало КНР содействие в восстановлении, строительстве и реконструкции более 400 промышленных предприятий, отдельных цехов и других объектов, в том числе 12 металлургических комбинатов с общей производственной мощностью в 30 млн тонн стали, 28 млн тонн чугуна, 25 млн тонн проката. Построенные при содействии СССР 256 новых промышленных предприятий, отдельных цехов и других объектов могли производить в год 8,7 млн тонн чугуна и 8,2 млн тонн стали. На их долю приходилось 70% производства олова, 100% синтетического каучука, 25-30% электроэнергии, 80% грузовых автомобилей и тракторов.
При содействии СССР в короткий срок были созданы новые отрасли промышленности: авиационная, автомобильная, тракторная и многие другие.
Основу оборонной промышленности КНР составили предприятия, построенные при многообразной советской помощи. «Наряду с осуществлением общей программы экономического сотрудничества с Китаем Советский Союз в 50-х годах участвовал в строительстве более 160 предприятий военной промышленности. С 1950 по 1963 гг. были дополнительно построены и пущены в эксплуатацию более 70 крупных военных предприятий. Китаю была предоставлена богатейшая техническая документация и направлены для оказания содействия тысячи советских военных специалистов. Это позволило Китаю заложить основы ВПК и наладить производство новейшей по тем временам военной техники»14.
В общей сложности СССР предоставил КНР кредиты на сумму 1 млрд 816 млн инвалютных руб., которые были предназначены для экономического развития и укрепления обороны страны. Советские кредиты предоставлялись Китаю на льготных условиях: наивысшая ставка по ним не превышала 2% годовых, их погашение осуществлялось поставками товаров традиционного китайского экспорта.
Для Китая, как отсталой в экономическом отношении страны, огромное значение имели научно-техническое сотрудничество с СССР, помощь в подготовке технических и научных кадров. В 1959-1960 гг. в КНР работало в общей сложности более 10 тыс. советских специалистов. По оценке западных экспертов, опубликованной в польской печати, расходы и стоимость работы советских специалистов составляют приблизительно 500 млн долларов. При этом возмещение китайской стороны составило 55 млн рублей.
С 1951 по 1962 гг. в СССР прошли подготовку около 1 тысячи китайских ученых, завершили обучение более 11 тыс. студентов и аспирантов. Свыше 10 тыс. китайских инженеров, техников, рабочих прошли практику на советских предприятиях.
Только с 1954 по 1963 гг. Советский Союз практически безвозмездно передал Китаю более 24 тыс. комплектов научно-технической документации, в т.ч. проекты 1400 крупных предприятий. Дело при этом не только, и не столько, в фактической стоимости проектной документации. Значение ее для Китая выходит далеко за рамки чисто экономических соображений. В этих материалах был сконцентрирован многолетний опыт советского народа, советской научной и технической интеллигенции, который невозможно оценить ни в рублях, ни в юанях. Такую документацию Китай не мог получить нигде, передача ее была выражением интернациональной солидарности Советского Союза с китайским народом. Сотрудничество с Советским Союзом полностью отвечало жизненным интересам китайского народа и принесло ему богатые плоды.
1 См.: Русско-китайские отношения в ХХ веке. Документы и материалы. Т. V. Кн. 2. Советско-китайские отношения. 1949 - февраль 1950 гг. М., 2005. С. 188.
2 О ходе переговоров о замене советско-китайского Договора 1945 г., текст Договора 1949 г. и сопутствующие документы см.: там же. С. 228-233, 243-313.
3 Сладковский М.И. Очерки экономических отношений СССР с Китаем. М., 1957. С. 307.
4 Там же. С. 311.
5 Заявление МИД КНР от 11 ноября 1950 г.
6 См., напр., запись бесед И.В. Сталина с Чжоу Эньлаем в августе-сентябре 1952 г. // Русско-китайские отношения в ХХ веке. Документы и материалы. Т. V. Кн. 2. Советско-китайские отношения. 1949 - февраль 1950 гг. М., 2005. С. 315-335.
7 Народный Китай. 1952. № 23. С. 3.
8 VIII съезд КПК. Документы. М., 1956.
9 Ледовский А.М. СССР и Сталин в судьбах Китая. Документы и свидетельства участника событий 1937-1952. М., 1999. С. 283.
10 Там же.
11 Подр. см.: Маркова С.Д. Китайская интеллигенция на изломах ХХ века. М., 2004.
12 Синь Чжунго вайцзяо 50 нянь (50 лет дипломатии Нового Китая). Под общей ред. Пянь Цичэня. Ред. Ван Тайпин, Чжан Гуанью, Ма Кэчжэн. Т. 1-3. Пекин, 1999. Т. 2. С. 877; Кулик Б.Т. Советско-китайский раскол: причины и следствия. М., 2000. С. 291-294.
13 Усов В.Н. История КНР. Т. 1. М., 2006.
14 Каменов П. От «третьей линии» к мировому уровню. Китайский опыт реформ военно-промышленного комплекса // Время новостей. 16 августа 2007 г. С. 6.