СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ОСОБАЯ ПАПКА

Т.т.Брежневу, Андропову, Громыко, Суслову,
Устинову, Пономареву, Русакову.

Выписка из протокола № 181 заседания Политбюро ЦК КПСС
от 28 января 1980 года

0 дальнейших мероприятиях по обеспечению государственных
интересов СССР в связи с событиями в Афганистане.


Согласиться в основном с соображениями, изложенными в прилагаемой записке т.т.Громыко А.А., Андропова Ю.В., Устинова Д.Ф., Пономарева Б.Н.
МИД СССР, Минобороны, КГБ СССР, Международному отделу ЦК КПСС руководствоваться этими соображениями при разра­ботке и осуществлении практических мероприятий по Афганистану.


СЕКРЕТАРЬ ЦК




Сов.секретно
ОСОБАЯ ПАПКА

ЦК КПСС

О дальнейших мероприятиях по
обеспечению государственных
интересов СССР в связи
с событиями в Афганистане


Своевременное оказание Советским Союзом всесторонней, в том числе военной, помощи Афганистану и приход к власти правительства Бабрака Кармаля создали необходимые условия для стабилизации положения в ДРА и положили конец некоторым опасным для нас тенденция в развитии обстановки на Среднем Востоке.
Вместе с тем развитие событий свидетельствует о том, что США, их союзники и КНР ставят перед собой цель максимально использовать события в Афганистане для нагнетания атмосферы антисоветизма и оправдания враждебных Советскому Союзу долгосрочных внешнеполитических акций, направленных на изменение баланса сил в свою пользу. Оказывая нарастающую помощь афганской контрреволюции, Запад и КНР рассчитывают на то, что им удастся раздуть затяжной конфликт в Афганистане, в результате чего, как они считают, Советский Союз увязнет в этой стране, что должно отрицательно сказаться на международном престиже и влиянии СССР.
Необходимость обеспечения широких внешнеполитических интересов и безопасности СССР требует и в дальнейшем сохранения наступательного характера мероприятий, проводимых нами в связи с афганскими событиями. При их разработке и проведении полагали бы целесообразным руководствоваться следующим.
- В отношениях с США и впредь противопоставлять провокационным шагам администрации Картера уравновешенную и твердую линию в международных делах. Несмотря на то, что Вашингтон будет и в дальнейшем выступать инициатором антисоветской кампании и стремиться придавать действиям своих союзников скоординированный характер, наши контрмеры осуществлять, исходя из нецелесообразности осложнять весь комплекс многоплановых отношений Советского Союза с США.
- Усилить воздействие на позиции отдельных союзников США по НАТО, прежде всего Франции и ФРГ, максимально используя в наших интересах выявившиеся между ними и США различия в подходе к выбору ответных мер на действия Советского Союза в Афганистане.
- Принимая во внимание, что события в Афганистане используют­ся США и КНР как удобный предлог для дальнейшего сближения на антисоветской основе, спланировать долгосрочные мероприятия по осложнению связей между Вашингтоном и Пекином в контексте развития отношений в рамках так называемого тройственного альянса США-КНР-Япония.
Обсудить с руководством коммунистических и рабочих партий капиталистических и развивающихся стран вопрос о развертывании широкой кампании в поддержку афганской революции и братской помощи ДРА со стороны Советского Союза. Дополнительно через неофициальные возможности принимать меры для вовлечения в эту кампанию других массовых организаций, органов печати и т.д.
В движении неприсоединения, используя возможности Кубы и СРВ, а также государств прогрессивного крыла ДН, инспирировать выступления в поддержку афганского правительства и предотвращать возможные попытки Запада и Китая спровоцировать движение на осуждение действий Советского Союза, изоляцию Афганистана и использование сложившейся ситуации для ослабления в ДН прогрессивного крыла.
- Основные усилия по противодействию враждебной активности США и их союзников сконцентрировать на исламских странах Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Пакистане и Иране, а также таких влиятельных государствах Азии, как Индия. Активно препятствовать линии Вашингтона на сколачивание единого фронта Запада и некоторых мусульманских стран, на переориентацию исламского фанатизма в антисоветское русло.
Исходя из того, что США и Китай наиболее активно пытаются использовать Пакистан и что основные базы афганских бандформирований находятся на территории этой страны, постоянно оказывать сдерживающее воздействие на режим Зия-уль-Хака, в том числе и по спецканалам, и подталкивать его к принятию мер по ограничению деятельности мятежников с пакистанской территории
- Осуществлять мероприятии, направленные на сохранение анти­империалистических, прежде всего антиамериканских, аспектов во внешней политике Ирана, поскольку продолжение кризиса в ирано-американских отношениях ограничивает потенциальные возможности режима Хомейни по инспирации антиправительственных выступлений в Афганистане на мусульманской почве.
- Учитывая, что возможности Запада и КНР по достижению стратегических целей в Афганистане осложняются отсутствием организованной и влиятельной политической оппозиции народной власти, уделить серьезное внимание проведению мероприятий, в том числе и специального характера, по разделению организаций афганских эмигрантов и дискредитации их лидеров.
- В связи с обсуждением Генассамблеей ООН так называемого "афганского вопроса" активизировать работу по разоблачению антисоветских и антиафганских происков США, их союзников и Китая, а также на нейтрализацию неблагоприятных для СССР и ДРА последствий этой акции.
- При проведении внешнеполитических и пропагандистских мероприятий еще более широко использовать тезис о том, что оказание Советским Союзом военной помощи Афганистану нельзя рассматривать в отрыве от предпринимавшихся уже в течение длительного времени провокационных попыток США добиться односторонних военных преимуществ в стратегически важных для СССР районах.
В связи с тяжелым внутриполитическим и экономическим положением в ДPA, с имевшим место усилением антисоветских настроений у ча­сти афганского населения в результате преступной деятельности Х.Амина и его окружения для нормализации обстановки в самом Афганистан потребуется, очевидно, определенный период времени.
Укрепление народной власти в стране в предстоящие годы и ста­билизация внутриполитического и экономического положения в Афганистане во многом зависят от того, насколько удастся обеспечить действительное единство в рядах партии и объединение всех прогрессивных и национально-патриотических сил в рамках единого фронта.
Учитывая это, оказывать помощь и всестороннюю поддержку руководству НДПА в осуществлении целей апрельской революции и в выполнении наших рекомендаций по ключевым вопросам партийного и государственного строительства и развития экономики, основные положе­ния которых сводятся к следующему:- Последовательное осуществление в партийной жизни и партийном строительстве линии, рекомендованной афганским товарищам в Об­ращении ЦК КПСС и руководству НДПА о единстве партии. Выявление и изоляция как в центре, так и на местах лиц, которые могут противо­действовать этой линии, с тем, чтобы они не могли оказывать разлагающего влияния в партии.
Использование опыта ряда соцстран (Чехословакии, Болгарии и др.) в решении вопроса о создании действительно представительного широкого фронта левых и демократических организаций во главе с НДПА. Усиление влияния партии на афганскую молодежь, особенно на студенчество, создание в помощь комсомолу ряда спортивных, культурных и других организаций.
Всемерное укрепление и развитие прогрессивных социально-по­литических основ ДРА, ускорение разработки и принятие новой кон­ституции, создание возможностей для полноправного участия в рабо­те джирги и местных советов представителей племен и нацменьшинств.
Установление контактов и проведение переговоров с вождями и старейшинами наиболее крупных воинственных племен в ДРА в поисках путей достижения скорейшего компромисса об условиях прекраще­ния ими антиправительственной борьбы. Осуществление линии на по­этапное наступление на позиции племенной реакции, проявление гиб­кости и дифференцированного подхода к различным племенам и социально-имущественным слоям.
- Разработка долгосрочного плана работы с мусульманским духовенством, предусматривающего привлечение к сотрудничеству с властями умеренных мусульманских авторитетов, изоляция представителей реакционных кругов духовенства, установление контактов с духовенством, недопущение любых форм (в том числе экономических) дискриминации шиитов.
- Налаживание нормальной экономической жизнедеятельности страны, в первую очередь, улучшение материального положения трудящихся города и деревни. Обеспечение сбалансированного, взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов. Предоставление более широких возможностей в области внутренней и внешней торговли, а также в производственной сфере средней и особенно мелкой буржуазии при сохранении контроля со стороны государства,
Кроме того, со своей стороны:
- Содействовать руководству НДПА в реализации его внешнеполитической программы и разработке дальнейших шагов по укреплению внешнеполитических позиций Афганистане.
- Оказывать всестороннюю практическую помощь в военном строительстве, имея в виду скорейшее создание боеспособной, хорошо организованной и оснащенной народной армии. Способствовать укреплению позиций НДПА среди командного состава, а также усилению воспитания армии в духе преданности народной власти Афганистана.
Принимая во внимание сложные задачи, которые необходимо решать специальным службам Афганистана, форсировать выполнение про­граммы оказания им необходимой помощи по всем линиям работы органов госбезопасности, внутренних дел и народной милиции как в центре, так и на местах.
Учитывая, что весной 1980 года в Афганистане может произойти дальнейшая активизация повстанческого движения, а также прини­мая во внимание известные исторические и национальные особенности афганцев, провести консультации с министерством обороны и правительством ДРА и заключить соответствующие соглашения, определяющие статус и правовое положение советских военных контингентов на весь период их пребывания в Афганистане.
Просим рассмотреть.


А.Громыко Ю.Андропов Д.Устинов Б.Пономарев
27 января 1980 г.
№ 210-А
карта сайта | История США |