СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ОСОБАЯ ПАПКА
Т.т.Брежневу, Андропову, Громыко, Суслову,
Устинову, Пономареву, Русакову.
Выписка из протокола № 181 заседания Политбюро ЦК КПСС
от 28 января 1980 года
0 дальнейших мероприятиях по обеспечению государственных
интересов СССР в связи с событиями в Афганистане.
Согласиться в основном с соображениями, изложенными в прилагаемой записке т.т.Громыко А.А., Андропова Ю.В., Устинова Д.Ф., Пономарева Б.Н.
МИД СССР, Минобороны, КГБ СССР, Международному отделу ЦК КПСС руководствоваться этими соображениями при разработке и осуществлении практических мероприятий по Афганистану.
СЕКРЕТАРЬ ЦК
Сов.секретно
ОСОБАЯ ПАПКА
ЦК КПСС
О дальнейших мероприятиях по
обеспечению государственных
интересов СССР в связи
с событиями в Афганистане
Своевременное оказание Советским Союзом всесторонней, в том числе военной, помощи Афганистану и приход к власти правительства Бабрака Кармаля создали необходимые условия для стабилизации положения в ДРА и положили конец некоторым опасным для нас тенденция в развитии обстановки на Среднем Востоке.
Вместе с тем развитие событий свидетельствует о том, что США, их союзники и КНР ставят перед собой цель максимально использовать события в Афганистане для нагнетания атмосферы антисоветизма и оправдания враждебных Советскому Союзу долгосрочных внешнеполитических акций, направленных на изменение баланса сил в свою пользу. Оказывая нарастающую помощь афганской контрреволюции, Запад и КНР рассчитывают на то, что им удастся раздуть затяжной конфликт в Афганистане, в результате чего, как они считают, Советский Союз увязнет в этой стране, что должно отрицательно сказаться на международном престиже и влиянии СССР.
Необходимость обеспечения широких внешнеполитических интересов и безопасности СССР требует и в дальнейшем сохранения наступательного характера мероприятий, проводимых нами в связи с афганскими событиями. При их разработке и проведении полагали бы целесообразным руководствоваться следующим.
- В отношениях с США и впредь противопоставлять провокационным шагам администрации Картера уравновешенную и твердую линию в международных делах. Несмотря на то, что Вашингтон будет и в дальнейшем выступать инициатором антисоветской кампании и стремиться придавать действиям своих союзников скоординированный характер, наши контрмеры осуществлять, исходя из нецелесообразности осложнять весь комплекс многоплановых отношений Советского Союза с США.
- Усилить воздействие на позиции отдельных союзников США по НАТО, прежде всего Франции и ФРГ, максимально используя в наших интересах выявившиеся между ними и США различия в подходе к выбору ответных мер на действия Советского Союза в Афганистане.
- Принимая во внимание, что события в Афганистане используются США и КНР как удобный предлог для дальнейшего сближения на антисоветской основе, спланировать долгосрочные мероприятия по осложнению связей между Вашингтоном и Пекином в контексте развития отношений в рамках так называемого тройственного альянса США-КНР-Япония.
Обсудить с руководством коммунистических и рабочих партий капиталистических и развивающихся стран вопрос о развертывании широкой кампании в поддержку афганской революции и братской помощи ДРА со стороны Советского Союза. Дополнительно через неофициальные возможности принимать меры для вовлечения в эту кампанию других массовых организаций, органов печати и т.д.
В движении неприсоединения, используя возможности Кубы и СРВ, а также государств прогрессивного крыла ДН, инспирировать выступления в поддержку афганского правительства и предотвращать возможные попытки Запада и Китая спровоцировать движение на осуждение действий Советского Союза, изоляцию Афганистана и использование сложившейся ситуации для ослабления в ДН прогрессивного крыла.
- Основные усилия по противодействию враждебной активности США и их союзников сконцентрировать на исламских странах Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Пакистане и Иране, а также таких влиятельных государствах Азии, как Индия. Активно препятствовать линии Вашингтона на сколачивание единого фронта Запада и некоторых мусульманских стран, на переориентацию исламского фанатизма в антисоветское русло.
Исходя из того, что США и Китай наиболее активно пытаются использовать Пакистан и что основные базы афганских бандформирований находятся на территории этой страны, постоянно оказывать сдерживающее воздействие на режим Зия-уль-Хака, в том числе и по спецканалам, и подталкивать его к принятию мер по ограничению деятельности мятежников с пакистанской территории
- Осуществлять мероприятии, направленные на сохранение антиимпериалистических, прежде всего антиамериканских, аспектов во внешней политике Ирана, поскольку продолжение кризиса в ирано-американских отношениях ограничивает потенциальные возможности режима Хомейни по инспирации антиправительственных выступлений в Афганистане на мусульманской почве.
- Учитывая, что возможности Запада и КНР по достижению стратегических целей в Афганистане осложняются отсутствием организованной и влиятельной политической оппозиции народной власти, уделить серьезное внимание проведению мероприятий, в том числе и специального характера, по разделению организаций афганских эмигрантов и дискредитации их лидеров.
- В связи с обсуждением Генассамблеей ООН так называемого "афганского вопроса" активизировать работу по разоблачению антисоветских и антиафганских происков США, их союзников и Китая, а также на нейтрализацию неблагоприятных для СССР и ДРА последствий этой акции.
- При проведении внешнеполитических и пропагандистских мероприятий еще более широко использовать тезис о том, что оказание Советским Союзом военной помощи Афганистану нельзя рассматривать в отрыве от предпринимавшихся уже в течение длительного времени провокационных попыток США добиться односторонних военных преимуществ в стратегически важных для СССР районах.
В связи с тяжелым внутриполитическим и экономическим положением в ДPA, с имевшим место усилением антисоветских настроений у части афганского населения в результате преступной деятельности Х.Амина и его окружения для нормализации обстановки в самом Афганистан потребуется, очевидно, определенный период времени.
Укрепление народной власти в стране в предстоящие годы и стабилизация внутриполитического и экономического положения в Афганистане во многом зависят от того, насколько удастся обеспечить действительное единство в рядах партии и объединение всех прогрессивных и национально-патриотических сил в рамках единого фронта.
Учитывая это, оказывать помощь и всестороннюю поддержку руководству НДПА в осуществлении целей апрельской революции и в выполнении наших рекомендаций по ключевым вопросам партийного и государственного строительства и развития экономики, основные положения которых сводятся к следующему:- Последовательное осуществление в партийной жизни и партийном строительстве линии, рекомендованной афганским товарищам в Обращении ЦК КПСС и руководству НДПА о единстве партии. Выявление и изоляция как в центре, так и на местах лиц, которые могут противодействовать этой линии, с тем, чтобы они не могли оказывать разлагающего влияния в партии.
Использование опыта ряда соцстран (Чехословакии, Болгарии и др.) в решении вопроса о создании действительно представительного широкого фронта левых и демократических организаций во главе с НДПА. Усиление влияния партии на афганскую молодежь, особенно на студенчество, создание в помощь комсомолу ряда спортивных, культурных и других организаций.
Всемерное укрепление и развитие прогрессивных социально-политических основ ДРА, ускорение разработки и принятие новой конституции, создание возможностей для полноправного участия в работе джирги и местных советов представителей племен и нацменьшинств.
Установление контактов и проведение переговоров с вождями и старейшинами наиболее крупных воинственных племен в ДРА в поисках путей достижения скорейшего компромисса об условиях прекращения ими антиправительственной борьбы. Осуществление линии на поэтапное наступление на позиции племенной реакции, проявление гибкости и дифференцированного подхода к различным племенам и социально-имущественным слоям.
- Разработка долгосрочного плана работы с мусульманским духовенством, предусматривающего привлечение к сотрудничеству с властями умеренных мусульманских авторитетов, изоляция представителей реакционных кругов духовенства, установление контактов с духовенством, недопущение любых форм (в том числе экономических) дискриминации шиитов.
- Налаживание нормальной экономической жизнедеятельности страны, в первую очередь, улучшение материального положения трудящихся города и деревни. Обеспечение сбалансированного, взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов. Предоставление более широких возможностей в области внутренней и внешней торговли, а также в производственной сфере средней и особенно мелкой буржуазии при сохранении контроля со стороны государства,
Кроме того, со своей стороны:
- Содействовать руководству НДПА в реализации его внешнеполитической программы и разработке дальнейших шагов по укреплению внешнеполитических позиций Афганистане.
- Оказывать всестороннюю практическую помощь в военном строительстве, имея в виду скорейшее создание боеспособной, хорошо организованной и оснащенной народной армии. Способствовать укреплению позиций НДПА среди командного состава, а также усилению воспитания армии в духе преданности народной власти Афганистана.
Принимая во внимание сложные задачи, которые необходимо решать специальным службам Афганистана, форсировать выполнение программы оказания им необходимой помощи по всем линиям работы органов госбезопасности, внутренних дел и народной милиции как в центре, так и на местах.
Учитывая, что весной 1980 года в Афганистане может произойти дальнейшая активизация повстанческого движения, а также принимая во внимание известные исторические и национальные особенности афганцев, провести консультации с министерством обороны и правительством ДРА и заключить соответствующие соглашения, определяющие статус и правовое положение советских военных контингентов на весь период их пребывания в Афганистане.
Просим рассмотреть.
А.Громыко Ю.Андропов Д.Устинов Б.Пономарев
27 января 1980 г.
№ 210-А