СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Т.Т.Брежневу, Косыгину, Андропову, Громыко, Кириленко,
Суслову, Устинову, Пономареву, Русакову, Замятину.


Выписка из протокола № 187 заседания Политбюро ЦК КПСС от 10 марта 1980 года

О нашей дальнейшей внешнеполитической линии в связи с Афганистаном и об ответе на обращение Ф.Кастро.


1.Одобрить соображения, изложенные в записке т. т. Громыко, Андропова, Устинова, Пономарева, Рахманина от 10 марта 1980 г. (прилагается).
2.Утвердить проект указаний совпослу в Гаване (приложение 1) .
3.Утвердить проект указаний совпослу в Кабуле (приложе­ние 2).


СЕКРЕТАРЬ ЦК






Сов.секретно.

ЦК КПСС


В соответствии с поручением от 28 февраля с.г. (П185/1) и в связи с письмом Ф.Кастро на имя Л.И.Брежнева (т-ма из Гаваны № 167) докладываем следующие соображения.
При определении наших дальнейших внешнеполитических шагов по вопросам, касающимся Афганистана, в том числе с учетом предложений Ф.Кастро об оказания Кубой добрых услуг по организации переговоров между Афганистаном и Пакистаном, представляется необходимым учитывать следующие основные моменты.
Положение в Афганистане и вокруг него продолжает оставаться сложным. Хотя предпринимаемые новым афганским руководством меры внутри страны и на международной арене способствуют стабилизации положения в стране и упрочению международных позиций ДРА , процесс этот проходит медленно. Боеспособность афганских войск остается пока низкой. Продолжаются действия внешний и внутренней контрреволюции, опирающейся на материальную, военную и политическую поддержку со стороны США, Китая, Пакистана, а также ряда других мусульманских стран с реакционными режимами.
Судя по всему, успешное решение внутренних проблем и упрочение нового строя в Афганистане потребуют еще немалых усилий и времени, на протяжении которого советские войска будут оставаться основным стабилизирующим фактором, препятствующим дальнейшему развертыванию деятельности внутренних и внешних контрреволюционных сил.
Вместе с тем в интересах создания более благоприятных условий для стабилизации положения в Афганистане можно и следует использовать и то, что под влиянием нашей твердости в афганском вопросе в западных и в неприсоединившееся странах стал появляться определенный интерес к поискам политического решения этого вопроса. Важно, однако, соответствующим образом направ­лять процесс этих поисков, наполнять его выгодным для нас содержанием в противовес попыткам западных стран под видом политиче­ского урегулирования добиться просто быстрейшего вывода советских войск из Афганистана с тем, чтобы изменить существующий там режим.
В этой связи может оказаться полeзной и высказываемая Ф.Кастро мысль о том, чтобы Куба в качестве председателя движе­ния неприсоединения выступила бы с инициативой оказания добрых услуг в деле организаций переговоров между Афганистаном и Пакистаном.
Соответственно в ответном письме Л.И.Брежнева Ф.Кастро целесообразно высказать наше положительное отношение к его идее оказания Кубой добрых услуг в налаживании переговоров Афганистана со своими соседями и в выработке соответствующих гарантий невмешательства во внутренние дела ДРА. При этом необходимо, конечно, условиться с Ф.Кастро о том, что он со своей стороны, а мы со своей должны будем обговаривать еще эту идею с Б.Кармалем. Необходимо также разъяснить Ф.Кастро наш подход к возможному политическому урегулированию и в этой связи сложность внутриафганских проблем, с тем чтобы Кастро реально оценивал обста­новку и не питал иллюзий насчет простого и скорого достижения урегулирования.
Имея в виду задачу обеспечения благоприятных условий для стабилизации положения внутри Афганистана и необходимость того, чтобы в мире привыкли к новой ситуации в этой стране и к роли Советского Союза там, наш подход к политическому урегулированию афганской ситуации мог бы сочетать как первоочередные, так и более долгосрочные задачи. При этом переход к окончательному решению более долгосрочных задач был бы обусловлен решением задач первоочередных, с тем чтобы можно было постоянно воздействовать на этот процесс.
В общем виде схема политического урегулирования могла бы состоять из комплекса двусторонних договоренностей между Афганистаном и его соседями, прежде всего Пакистаном, и системы со­ответствующих гарантий со стороны СССР, США и некоторых других государств, каждое из которых должно быть приемлемым как для Афганистана, так и для противоположной стороны.
Первоначальной задачей должно стать завязывание обсуждений между Афганистаном и его соседями в целях нормализации их отношений. При этом продолжать добиваться, чтобы страны - соседи Афганистана, а также Соединенные Штаты и другие государства, причастные к антиафганской деятельности, с самого начала процес­са политического урегулирования приняли практические меры, кото­рые свидетельствовали бы о прекращении их вмешательства, в том числе вооруженного, во внутренние дела Афганистана. Прямо увязы­вать это требование с возможностью позитивного развития процесса политического урегулирования.
Что касается конкретного содержания соглашений, которые могли бы быть выработаны между Афганистаном и его соседями, то в них, помимо закрепления общих принципов, касающихся ува­жения суверенитета и готовности развивать отношения на основе принципов добрососедства и невмешательства во внутренние дела друг друга, должны быть зафиксированы обязательства о прекращении вооруженной и любой другой враждебной деятельности с территорий этих стран друг против друга, а также об урегулировании проблемы беженцев из Афганистана. В частности, речь могла бы идти о запрещении вербовки и использования беженцев для под­рывной деятельности против ДРА и ликвидации лагерей беженцев непосредственно у границ с Афганистаном, репатриации беженцев в Афганистан и переселении тех из их, кто не пожелает вернуть­ся, в глубинные районы Пакистана и Ирана. В конечном итоге реализация таких мероприятий на территории Пакистана, а воз­можно и Ирана, могла бы предусматривать какую-то форму провер­ки с участием Афганистана.
В процессе разработки таких двусторонних соглашений, оче­видно, встанет вопрос относительно обязательств о взаимном уважении нынешних границ между государствами - участниками соглашения, имея в виду, что Пакистан стремится добиться признания Афганистаном линии Дюранда. Исторически этот вопрос для Афганистана сложный. Его конечное урегулирование прямо связано с развитием обстановки в самом Афганистане и вокруг него. Соответственно правительству ДРА было бы нецелесообразно раньше времени - еще до того, как выявится истинная пози­ция Пакистана - связывать себя заявлением о готовности при­знать линию Дюранда. По тактическим соображениям афганцам выгодней использовать этот вопрос для получения от Пакистана максимальных уступок по интересующим их вопросам,
Переговоры с целью выработки конкретных соглашений должны вестись непосредственно между Афганистаном и Пакистаном, а также между Афганистаном и Ираном. Это, с одной стороны, укрепляло бы положение правительства ДРА, а с другой - исключало бы нежелательную для нас "интернационализацию" политического уре­гулирования афганского вопроса. Роль Кубы в качестве председа­теля движения неприсоединения состояла бы в завязывании таких двусторонних переговоров с согласия их участников и в опреде­ленном воздействии на их ход путем оказания добрых услуг, но не в подмене прямых переговоров Афганистана с его соседями.
Достигнутые в ходе таких переговоров соглашения подкреплялись бы соответствующими гарантиями: в первую очередь СССР и США, а также некоторых других государств из числа таких, которые были бы приемлемы как для Афганистана, так и для другой стороны. Такая постановка вопроса позволяла бы Афганистану отводить, скажем, кандидатуру Китая.
Сейчас, очевидно, было бы преждевременно определять детальное содержание гарантий и точный состав их участников, по­скольку это будет зависеть и от содержания самих соглашений, и от развития обстановки. Главный же смысл гарантий должен состоять в том, что страны, дающие гарантии, будут уважать сами и своим авторитетом подкреплять двусторонние договоренности Афганистана с Пакистаном и Ираном. США должны будут принять также обязательство не вести какой бы то ни было подрывной деятельности, в том числе с территории третьих стран, против Афганистана и его правительства.
В контексте обсуждения гарантий можно будет поставить и вопрос о наращивании военного присутствия США в районе Индий­ского океана как в плане создаваемой этим угрозы безопасности Советского Союза, так и с точки зрения несовместимости таких действий с задачей стабилизации положения на Среднем Востоке,
При обсуждении гарантий, как и в целом проблемы политического урегулирования, следует вести дело так, чтобы правительства соответствующих государств ясно представляли, что вопросы, относящиеся к существующему в Афганистане строю, составу его правительства, никоим образом не могут быть предметом перегово­ров. Равным образом должно быть ясно, что вопросы, касающиеся Афганистана, не могут обсуждаться и решаться за правительство ДРА и без его участия.
С учетом изложенных выше соображений и подготовлены проек­ты ответного письма Л.И.Брежнева Ф.Кастро и нашего обращения в этой связи к Б.Кармалю.
Просим рассмотреть,
А.Громыко Ю.Андропов Д.Устинов Б.Пономарев О.Рахманин
10 марта 1980 г.
№ 0212/гс




Сов.секретно
Приложение 1
ВНЕ ОЧЕРЕДИ

ГАВАНА СОВПОСОЛ

Копия: КАБУЛ - СОВПОСОЛ (для ориентировки)

Посетите Ф.Кастро и передайте ему следующее письмо Л.И. Брежнева:

ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КОМПАРТИИ КУБЫ,ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОССОВЕТА И СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КУБА товарищу Фиделю КАСТРО РУС

Дорогой товарищ Фидель.
В связи с твоим письмом хочу сообщить, что мы согласны в целом с содержащейся в нем оценкой обстановки в мире и разделяем твое понимание того, что афганский вопрос искусственно разду­вается империалистическими силами для прикрытия их посягательств на разрядку, на мир, на самостоятельность и независимое развитие народов. События в Афганистане, вне всякого сомнения, не являют­ся подлинной причиной нынешнего осложнения международной обстановки. Если бы не эти события, то империализм нашел бы другой повод, чтобы обострить ситуации в мире. Об этом свидетельствуют те шаги, которые были предприняты США еще до последних афганских событий и вне связи с ними.
Мы убеждены, однако, что скоординированная твердая политика Советского Союза, Кубы и других братских стран является залогом того, что социализм в конечном итоге успешно преодолеет в интересах мира и разрядки и нынешнюю ситуацию, созданную действиями наиболее агрессивных кругов империализма.
У нас единые с кубинскими друзьями оценки нынешней расстановки сил в движении неприсоединения. Приходится с сожалением констатировать, что в последнее время многие из неприсоединившихся стран в значительной степени подпали под воздействие враж­дебной делу социального прогресса кампании.
Мы в полной мере понимаем нынешнюю сложность положения Кубы в движении неприсоединения при ее официальном статусе его председателя и тем более высоко ценим ее усилия не допустить использования авторитета этого движения в ущерб интересам социализма.
Думаю, Фидель, тебе будет полезно более подробно знать положение в самом Афганистане. Должен прямо сказать, что оно продолжает оставаться сложным и напряженным. Внутренняя и внешняя контрреволюция, опирающаяся на материальную, военную и поли­тическую поддержку со стороны США, Китая, Пакистана и ряда других мусульманских стран с реакционными режимами, активизирует свои подрывные действия. Реально оценивая ситуацию, надо видеть, что потребуется время, прежде чем афганская революция станет необратимой и в достаточной мере упрочатся ее политические и со­циальные завоевания. Ясно и то, что в этой обстановке советские войска служат стабилизирующем фактором, сковывающим силы контрреволюции. Поэтому не случайны столь настойчивые попытки импе­риалистов и их приспешников тем или иным путем добиться немед­ленного и полного вывода советских войск из Афганистана.
Правда, убедившись в нашей твердости, кое-кто на Западе стал сейчас проявлять интерес к поискам политического решения проблем, связанных с Афганистаном. При этом, однако, налицо прежде всего стремление политическими средствами добиться тех же целей - изменения существующего в ДРА режима. Западные страны подчеркнуто игнорируют правительство Б.Кармаля и пытаются вести дело таким образом, чтобы вопросы, касающиеся Афганистана, обсуждались и решались в обход правительства ДРА и без его участия. Такой подход к политическому урегулированию, конечно, должен быть категорически отвергнут.
Со своей стороны, мы за политическое урегулирование, но урегулирование подлинное, направленное прежде всего на ликвидацию причин, породивших нынешнюю ситуацию, то есть на эффективное и гарантированное прекращение агрессии и вообще всех форм вмеша­тельства в дела Афганистана, за урегулирование, обеспечивающее суверенитет, независимость Афганистана, служащее интересам упро­чения завоеваний афганской революции. Совершенно ясно, что вопросы, относящиеся к существующему в Афганистане строю, составу его правительства, никоим образом не могут быть предметом переговоров, равным образом должно быть ясно, что вопросы, касающиеся Афгани­стана, не могут обсуждаться и решаться за правительство ДРА. Мы понимаем, что в этом у нас с тобой единство взглядов и что именно этими мотивами продиктована предлагаемая тобой инициатива насчет завязывания с помощью Кубы переговоров между Афганистаном и Па­кистаном.
Правительство ДРА, как известно, четко заявило о своем стремлении поддерживать отношения мира и дружбы со своими соседями, в частности с Пакистаном. Содействие Кубы путем оказания добрых услуг налаживанию тех отношений между Афганистаном и его соседями могло бы, на наш взгляд, оказаться полезным.
Кстати, в данном случае, по нашему мнению, больше подходит именно термин "добрые услуги", а не "посредничество".
Конечно, здесь потребуется тщательно разработанная та скоординированная, прежде всего с афганским руководством, линяя действий. Важно не допустить подмены прямых переговоров между нынешним правительством Афганистана и Пакистаном какими-либо международными акциями, чего добиваются авторы различных планов, вынашиваемых сейчас на Западе, которые не желают иметь дело с нынешним афганским руководством. Нам представляется нецелесообразным и какое-либо привлечение к этим делам генерального секретаря ООН, что, помимо прочего, неизбежно увязывалось бы с известной антиафганской резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. К вопросу о возможности оказания помощи Кубе в добрых услугах со стороны некоторых других стран-участниц движения неприсое­динения можно было бы, видимо, вернуться позже с учетом разви­тия обстановки; этот вопрос сейчас следовало бы оставить в стороне.
Нам представляется, что завязывая переговоры Афганистана с Пакистаном, а затем, возможно, и с Ираном, нужно с самого на­чала вести дело к тому, чтобы эти переговоры были нацелены на выработку комплекса договоренностей между ними, которые содержали бы, помимо общих принципов, касающихся уважения суверенитета, развития отношений добрососедства и невмешательства во внутренние дела друг друга, ясные и конкретные обязательства о прекращении вооруженной и любой другой враждебной деятельности с территорий этих стран друг против друга и об урегулировании проблемы беженцев из Афганистана. В частности, речь должна идти о запрещении вербовки и использовании беженцев для подрывной деятельности против ДРА и ликвидации лагерей беженцев непосредственно у границ с Афганистаном, репатриаций беженцев в Афганистан и переселении тех из них, кто не пожелает вернуться, в глубинные районы Пакистана и Ирана.
Достигнутые в ходе таких переговоров между Афганистаном и его соседним двусторонние соглашения могли бы быть подкреплены соответствующими гарантиями со стороны в первую очередь СССР и США и некоторых других государств, каждое из которых должно быть приемлемым как для Афганистана, так и для другой стороны.
Такой в общих чертах приставляется нам схема политического урегулирования. Понятно, что ее осуществление потребует немалых усилий и времени, учитывая тем более, что империалистические и другие реакционные круги будут чинить препятствия. Поэтому мы не питаем иллюзий в отношении возможности быстрого продвижения к решению.
Вот те соображения, которыми мы хотели поделиться с тобой, дорогой Фидель, в связи с твоим письмом. В практическим плане мы исходим из того, что высказанную тобой идею необходимо предварителько обсудить с Б.Кармалем. Со своей стороны мы также пере­говорим с ним на этот счет и с учетом его реакции рассчитываем продолжить дальнейшее обсуждение с тобой вопросов, связанных с реализацией твоей инициатив. Мы ожидаем также услышать твое мнение относительно изложенных выше наших соображений.
Ты прав, Фидель, и в то, что в нынешней сложной обстановке имеются возможности для Кубы перейти к проведений более активной политики в рамках движения неприсоединения в защиту мира и международной безопасности. Это тем более важно, что империалистические силы пытаются свести все причины обострения международной обстановки к Афганистану, отвлечь внимание от своих опасных дей­ствий по подрыву разрядки, ослабить борьбу народов за свои права В заключение хочу передать тебе к членам руководства ЦК Ком­партии Кубы сердечные приветы и наилучшие пожелания от себя и всех наших товарищей.
С братским приветом

Л.БРЕЖНЕВ

10 марта 1980 года.
Исполнение телеграфируйте.




Сов.секретно
Приложение 2
ВНЕ ОЧЕРЕДИ

КАБУЛ СОВПОСОЛ

Копия: ГАВАНА - СОВПОСОЛ (для ориентировки)

Посетите Б.Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему следующее.
Мы хотели бы информировать руководство ДРА об обращении к нам Т.Фиделя Кастро.
Выражая озабоченность по поводу общего состояния междуна­родных отношений и той напряженности, которая в результате происков империалистических сил создалась вокруг Афганистана, Ф.Кастро спрашивает наше мнение о возможности проявления Кубой в качестве председателя движения неприсоединения инициативы по содействию политическому урегулированию в связи с Афганистаном. С этой целью, по мнению Кастро, Куба могла бы направить, с согласия правительств ДРА и Пакистана, делегацию в Кабул, а затем в Исламабад для оказания добрых услуг в организации переговоров между ДРА и Пакистаном, к которым в дальнейшем могли бы быть привлечены и другие страны. Он высказывает также идею о том, что Кубе в этой работе могли бы оказывать помощь и неко­торые другие страны - участницы движения неприсоединения.
Мы считаем, что выраженное Кастро намерение заслуживает внимания. Совершенно очевидно, что, хотя сейчас еще трудно сказать, когда идея политического урегулирования станет реаль­ностью, было бы не в наших общих интересах отдавать эту идею на откуп империалистическим и другим реакционным силам. Наоборот, мы должны использовать ату идею, наполнять ее выгодным для нас содержанием. Это тем более важно, что, как известно афганским товарищам на примере так называемого англий­ского плана, в настоящее время делаются попытки повернуть идею политического урегулирования против ДРА и Советского Союза. Относясь в принципе положительно к инициативе Ф.Кастро, мы в нашем ответе ему, разумеется, оговорили, что весь этот вопрос следует вначале обсудить с руководством ДРА и провести его тщательную проработку.
Одновременно мы высказали Ф.Кастро мнение, что вопрос об участии других, помимо Кубы, неприсоединившихся стран в оказании добрых услуг можно было бы рассмотреть позднее в зависимо­сти от обстановки; сейчас этот вопрос следует оставить в сто­роне.
Информируя Б.Кармаля об обращении к нам Ф.Кастро, мы хоте­ли бы выяснить мнение руководства ДРА на этот счет, с тем, чтобы с учетом мнения афганских друзей продолжить разговор по данному вопросу с кубинскими товарищами в целях разработки дальнейших шагов ДРА, СССР и Кубы. Если этот вопрос получит развитие, то мы сообщим Б.Кармалю более подробно свои соображения, на какой основе, по моему мнению, кубинские друзья могли бы вести это дело.
Исполнение телеграфируйте.
карта сайта | История США |