«ПОМНИ ВОЙНУ!»


В 1939 ГОДУ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ СВЯЗИ ИМЕНИ Г.К. ОРДЖОНИКИДЗЕ, в котором я учился, было расформировано. На его базе было образовано Военно-морское гидрографическое училище. Большую часть курсантов перевели в другие военно-морские учебные заведения, и только наш старший, четвертый, курс был оставлен для доучивания по прежней программе. В 1940 году состоялся последний предвоенный выпуск корабельных офицеров-свястов для ВМФ.

На Черноморский флот (ЧФ) прибыли 12 молодых лейтенантов. Приказом командующего флотом вице-адмирала Ф.С. Октябрьского мы были назначены на первичные должности командиров боевых частей наблюдения и связи (БЧ-4) кораблей 2 ранга, базировавшихся в Николаеве, Севастополе, Феодосии, Новороссийске и других местах. С напутственным словом перед нами выступил начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал И.Д. Елисеев. Он сказал, в частности: «Быстрее входите в круг своих обязанностей, будьте организованными, исполнительными и бдительными, начинайте активную боевую подготовку подчиненных к выполнению своих задач. Международная обстановка сложная и взрывоопасная».

Выпускники (и я в их числе), попавшие на корабли севастопольской эскадры, были собраны на лидере эскадренных миноносцев «Ташкент» и представлены командующему эскадрой контрадмиралу Л.А. Владимирскому, державшему на этом корабле свой флаг.

Хорошая технико-специальная подготовка, полученная в училище, позволила нам быстро войти в корабельный ритм.

Для отработки организации службы связи на кораблях эскадры три-четыре раза в месяц под руководством флагманского связиста эскадры капитана 2 ранга В.А. Биллевича проводились общие (тренировочные и зачетные) учения. Авторитет нашего флагсвязиста как организатора, руководителя, штабного офицера, в тонкостях знающего свою специальность, был высок не только на эскадре, но и на всем флоте.

Учились мы и у старшего поколения связистов кораблей эскадры: А.В. Суворова, И.М. Чеботарева, В.П. Сахарова (выпускник училища связи ВМС РККА 1936 г.) (здесь и далее в скобках – год выпуска. – Авт.), В.В. Лопатинского (1938 г.), Н.Ф. Синицкого (1938 г.), Г.С. Прупеса (1939 г.), А.Ф. Фоменкова (1936 г.), М.Х. Нигматулина (1938 г.) и др. На смену им в ходе войны пришли офицеры-связисты следующего поколения. Среди них – Г.К. Калмыков, С.Ф. Кузнецов, А.Н. Денисов, А.Н. Духовнер, Г.П. Дьяченко, Н.Ф. Чесноков, В.М. Котещенков, Б.Е. Муравин.

Первые испытания и потери

С началом войны обстановка на Черном море была очень сложной. Это, безусловно, влияло на состояние организации связи и четкость обеспечения управления силами флота, как в операциях, так и при систематической боевой деятельности.

Уже 26 июня 1941 г. эскадра понесла первые потери. В ходе ее набеговой операции на румынский порт Констанца подорвался на мине и затонул лидер эсминцев «Москва». Вместе с экипажем погиб и командир БЧ-4 выпускник училища 1940 года лейтенант П.С. Косков.

1 июля 1941 г. при попытке доставить боезапас вышедшим из ремонта лидеру «Ташкент» и эсминцу «Бдительный» на магнитной мине у Севастополя, недалеко от Константиновско-го равелина, подорвался эсминец «Быстрый». В результате взрыва 24 моряка погибли сразу, и еще 81 - получили серьезные ранения. Через час корабль лег на грунт у берега. Командир БЧ-4 лейтенант Н.Я. Балмасов с сотрясением мозга и рваной раной на лице был доставлен в Севастопольский военно-морской госпиталь. Но уже через месяц, еще слабого и неокрепшего, его подключили к демонтажу вооружения, аппаратуры и механизмов корабля. ЭМ «Быстрый» 13 июля был поднят аварийно-спасательной службой и без носовой части, оторванной штормом, поставлен в док. В августе 1941 года лейтенант Н.Я. Балмасов получил новое назначение - командиром БЧ-4 лидера эскадренных миноносцев «Ташкент».

Поскольку наиболее интенсивные боевые действия развернулись на приморских направлениях, особую важность приобрела связь кораблей ЧФ с частями Красной Армии. Взаимодействие обеспечивалось через офицеров связи, высылавшихся от флота в штабы соединений Сухопутных войск со своими средствами и документами связи. Проводная связь обеспечивалась во всех случаях армейскими силами.

В звене связи «корабль - часть Сухопутных войск» применялись и другие способы организации связи. Так, при обороне Одессы в сухопутные части направлялись корректировочные посты во главе с корабельными офицерами-артиллеристами.

Первый такой боевой опыт был получен лидером «Ташкент» уже в конце августа 1941 года, когда корабль поддержал артиллерийским огнем наши армейские части в районе селения Дофиновка восточнее Одессы. В целях управления огнем корабельной артиллерии на передовую направили корректировочный пост во главе с командиром группы управления БЧ-2 лейтенантом Борисен-ко. В состав поста вошли командир отделения радистов Фишич, радист Скворцов и сигнальщик Панченко.

Для связи с корпостом, передававшим координаты целей, использовали радиостанцию РБ-М, развернутую под командным пунктом артиллерийской боевой части корабля. Уверенная связь между корпостом и маневрирующим у берега кораблем позволяла штурману и артиллеристу «Ташкента» быстро производить все необходимые расчеты для эффективной стрельбы. После третьего залпа огонь уже велся на поражение. В итоге, сделав около десяти залпов своими «стотридцатками», лидер «Ташкент» уничтожил шесть автомашин и рассеял подразделение автоматчиков.

Обнаружив работу нашей радиосвязи, противник, используя позывные корпоста, стал давать свою «корректировку», пытаясь ложными передачами внести дезинформацию. Обнаружив это, корпост направил на лидер радиограмму: «Действительны только сообщения с фамилиями радистов и сигнальщиков корабля». В ходе стрельбы каждая корректура предварялась фамилией радиста, что являлось своего рода паролем, подтверждающим правильность переданных данных. В дальнейших боевых действиях пароли широко использовались всеми кораблями эскадры для исключения провокаций на радиолиниях.

Еще дважды, 29 и 30 августа 1941 г., лидер «Ташкент» вместе с другими кораблями эскадры выходил в море для поддержки войск Одесского оборонительного района. На счету корабля – уничтоженная артиллерийская батарея противника. Всего только с 26 по 31 августа для артиллерийской стрельбы по берегу выходили 13 кораблей, в том числе девять из состава эскадры. За эти дни было выпущено 3735 снарядов калибра 102-130 мм.

Противник активно противодействовал нашим кораблям: 29 августа вражеской артиллерией был поврежден эсминец «Фрунзе», а 30 августа на Одесском рейде немецкие пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87» повредили лидер «Ташкент».

Взаимодействие кораблей с армейскими частями во время обороны Одессы имело и серьезные недостатки, прежде всего из-за сложности высадки и доставки личного состава корпоста на берег. Корректировочный пост возвращался на корабль через длительные сроки, если такая возможность вообще представлялась.

В ходе обороны Севастополя и Кавказа эти недостатки были устранены. В сухопутные части заблаговременно была направлена целая группа подготовленных корректировочных постов. Один из постов выполнял функции главного (дежурного) и нес постоянную радиовахту на дежурной частоте (основной или, в случае помех, запасной), известной кораблям поддержки частей Сухопутных войск. При стоянке в базе или на подходе к огневой позиции стрельбы корабли вступали в связь с главным корректировочным постом и получали от него данные о целях при организации связи с обеспечивающими стрельбу корпостами.

Для решения сложных задач взаимодействия с сухопутными частями или при подготовке самостоятельных действий (операций) командование эскадрой могло дополнять постоянно действующую систему связи. При недостатке средств связи на флагманском командном пункте (КП), развернутом на флагманском корабле соединения, по указанию начальника связи флота капитана 2 ранга Г.Г. Громова (с 1942 г. – капитан 1 ранга, с 1944 г. – контр-адмирал, в 1948-1960 гг. – начальник ВВМУРЭ имени А.С. Попова) корабль оборудовался дополнительными средствами связи. Для обслуживания и эксплуатации этой техники привлекался личный состав кораблей, не участвующих в боевых действиях и находящихся в ремонте. После принятия решения на бой (операцию) с разрешения или по указанию штаба, планирующего бой (операцию), проводился ряд учений по связи под руководством флагманского связиста соединения кораблей. Учения проводились на маломощных радиостанциях при высокой скрытности и маскировке, игравших порой важную роль.

Выручали маломощные радиосредства

9 января 1942 г. эсминец «Способный», приняв на борт отдельный полк связи со всем вооружением и средствами связи, вышел из Новороссийска в освобожденную Феодосию. Скорость на переходе была назначена большая – 28 узлов, так как доставить полк на место следовало к строго определенному времени. В 19 ч 50 мин эсминец «Способный» подорвался на донной мине. В результате взрыва нос корабля был оторван по второе орудие главного калибра. В носовых помещениях погибло 100 чел. личного состава полка и 25 моряков. Корабль застопорил ход, вышли из строя основные механизмы, оказалась нарушенной система электроснабжения, а аварийный дизель не запускался. В первое котельное отделение поступала вода, а его затопление привело бы к гибели корабля. Каждая минута решала судьбу эсминца. Средства радиосвязи в эти тяжелые минуты не работали, так как отсутствовало электропитание. Необходимо было срочно передать сообщение о подрыве в штаб Новороссийской военно-морской базы (ВМБ). И только наличие на «Способном» маломощной радиостанции РБ-38 (с автономным питанием от батарей) обеспечило передачу сообщения о подрыве корабля. Действия личного состава БЧ-4 в этой ситуации были грамотными, уверенными и быстрыми.

Через некоторое время удалось восстановить работу основных механизмов, и эскадренный миноносец смог дать ход. Двигаться приходилось крайне осторожно, чтобы не попасть на наши собственные минные поля, выставленные по плану обороны Новороссийской ВМБ. Когда усилившийся до штормового норд-ост развел большое волнение моря, в штабе базы немедленно приняли меры по спасению терпящего аварию корабля. На помощь подошел эсминец «Железняков», взявший «Способного» на буксир, и кормой вперед довел его до Новороссийска.

Еще один пример - события апреля 1943 года, когда крейсеру «Ворошилов» и эскадренному миноносцу «Сообразительный» была поставлена задача выйти в море к берегам Румынии, нарушить там коммуникации, обстрелять и уничтожить береговые батареи, после чего возвратиться в базу Поти.

После успешного выполнения задач у берегов Румынии корабли попали, однако, на минное поле. В параванах крейсера взорвались две мины, из-за чего корабль на некоторое время потерял ход, а на корпусе местами разошлись швы. Вся стационарная радиоаппаратура связи вышла из строя. Умелыми и грамотными действиями командира БЧ-4 А.М. Фоменко-ва и его подчиненных связь со штабом флота была немедленно организована на маломощных аварийных средствах связи. Все донесения с крейсера и поступавшие от штаба флота радиограммы шли через ЭМ «Сообразительный» (командир БЧ-4 Г.К. Калмыков) с использованием его в роли «ретранслятора». Последний блестяще справился с этой задачей, за что удостоился благодарности от командира соединения. Через два часа после взрыва удалось, наконец, ввести в строй и часть основных средств связи.

Прорыв в осажденный Севастополь

Полученный в ходе первых набеговых операций опыт использовался на кораблях эскадры и в дальнейшем при прорыве в осажденный Севастополь. К зиме 1941-1942 гг. противник установил две линии постоянного барражирования своих самолетов между Крымом и Анатолийским побережьем, разместил в Ялте итальянские торпедные катера и жестко контролировал подходы к Севастополю. Декабрьские (1941 г.) и январские (1942 г.) походы наших кораблей из-за трудной боевой обстановки, суровых морозов и сильных ветров были крайне тяжелыми. Корабли быстро обледеневали, снижалась их остойчивость, грозя опрокидыванием. Обледенение отрицательно сказывалось и на состоянии антенных устройств. С приемных антенн лед скалывался постоянно, но так как не все изоляторы удавалось очистить, то всегда приходилось держать в готовности и аварийную антенну.

С выходом в море на лидере «Ташкент», помимо основной радиовахты в радиорубке ближней связи, в радиорубке дальней связи открывалась дополнительная вахта для обнаружения и прослушивания переговоров немецких летчиков. Как правило, это давало возможность задолго до подхода бомбардировщиков противника повышать корабельным средствам противовоздушной обороны (ПВО) свою готовность.

В 1942 году самыми опасными для кораблей эскадры стали боевые задания по переброске в осажденный Севастополь войск, боеприпасов, техники и других воинских грузов. Для блокады ближних подступов к городу со стороны моря германское командование привлекало соединения бомбардировщиков «Юнкерc-87», «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111», торпедные катера и подводные лодки, а в районе фарватеров дополнительно выставлялись с самолетов магнитные мины. Прорывать такую многоэшелонную блокаду было нелегко. Последним из эскадры надводных кораблей это сумел сделать лидер эсминцев «Ташкент».

26 июня 1942 г., приняв утром на борт маршевую роту сибиряков и заполнив до отказа все кубрики боезапасом и продовольствием, «Ташкент» вышел в Севастополь. Тремя часами раньше туда же вышел эсминец «Безупречный». Благодаря преимуществу в ходе, лидер должен был догнать эскадренный миноносец у подходной точки фарватера, чтобы вместе зайти в Севастополь. Погода не благоприятствовала нашему прорыву: безоблачное бескрайнее небо и спокойное море облегчали работу немецкой авиации.

На траверзе Анапы лидер был обнаружен немецким разведчиком «Хейнкель-111», а затем атакован бомбардировщиками. От атак бомбардировщиков «Ташкент» успешно уклонялся, тем более что бомбили они со значительной высоты. Сигнальщики и наблюдатели БЧ-4 корабля в эти моменты продемонстрировали великолепную выучку. Доклады с момента обнаружения самолетов противника поступали постоянно: «Идут на корабль», «Легли на боевой курс», «Легли в пике», «Сбросили бомбы». И так непрерывно! Обстреливаемые огнем корабельной зенитной артиллерии вражеские самолеты кое-как сбросили бомбы и ушли на свой аэродром, не сумев нанести «Ташкенту» никаких повреждений.

Около 19 ч на траверзе мыса Ай-Тодор лидер подошел к месту встречи с «Безупречным». По переговорной трубе поступил доклад сигнальщика: «Справа 15 на горизонте образовалось большое белое облако», и вслед за этим: «В облаке летает 15 самолетов». Не хотелось верить, что это погибал эсминец «Безупречный», однако чем ближе лидер подходил к облаку, тем лучше становились видны летающие на малых высотах немецкие самолеты. Они уничтожали из пулеметов плавающих моряков с погибшего эсминца. С приближением лидера к точке гибели «Безупречного» самолеты ушли из района. С «Ташкента» по приказанию командира сбросили все спасательные средства, но когда корабль попытался оказать помощь тонущим, на «Ташкент» налетели бомбардировщики, атакуя одновременно двумя группами через 5-7 или 15-20 с. Зенитчики лидера сбили самолет, а затем подбили еще один.

Командир лидера шифрограммой доложил командующему флотом обстановку и попросил разрешения задержаться для спасения людей. На бланке ответной шифровки решение командующего флотом гласило: «Следовать по назначению, помощь экипажу «Безупречного» высылается».

Гибель эсминца «Безупречный» явилась тяжелейшей трагедией. Помимо экипажа, в том числе и командира БЧ-4 «Безупречного» выпускника Военно-морского училища связи К.Т. Зурабова, погибло 400 бойцов-сибиряков, находившихся на борту корабля. Подошедшие на следующие сутки подводные лодки подобрали только трех уцелевших моряков: мичмана и двух матросов.

Отбивая атаки самолетов противника, лидер «Ташкент» продолжал прорываться в Севастополь. С наступлением темноты, отразив на фарватере атаку трех торпедных катеров и успешно уклонившись от выпущенных ими торпед, лидер прошел в Камышовую бухту. Высадив под огнем вражеской артиллерии 944 пехотинца и разгрузив боеприпасы, корабль принял на борт около 2300 раненых, женщин и детей. 27 июня в 2 ч «Ташкент» вышел из Камышовой бухты в Новороссийск. Помимо раненых и эвакуируемых, корабль увозил из осажденного города всемирно известную национальную ценность – панораму Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя в 1854-1855 гг.».

На рассвете лидер был обнаружен немецким самолетом-разведчиком. Вызванные им бомбардировщики около 5 ч утра начали бомбить корабль. В течение трех часов «Ташкент» атаковали 86 самолетов, сбросившие свыше 300 бомб. Маневрируя, командир сумел уклонить корабль от их попадания в цель, однако от близких разрывов корпус лидера получил сильные повреждения, через пробоины стала поступать вода – около 1900 т, что составило 45% его водоизмещения. Заклинило руль. С большим дифферентом на нос лидер продолжал движение 12-узловым ходом в Новороссийск.

…От близкого взрыва одной из бомб содрогнулся весь корабль. С креплений сорвало агрегаты питания радиопередатчика «Шторм-М», который от удара вышел из строя. Упала передающая антенна. Личный состав БЧ-4 предпринял все возможное, чтобы ввести передатчик в строй. В условиях продолжавшейся бомбежки на штатные места были установлены тяжеловесные агрегаты питания, с помощью переносных кабелей подвели электроэнергию к передатчику и заменили вышедшие из строя генераторные лампы. После этого, пренебрегая опасностью упасть с большой высоты мачт при взрывах мощных авиабомб, радисты отремонтировали передающие антенны и восстановили радиосвязь с флагманским и запасным КП командующего флотом, КП командующего эскадрой и кораблями эскадры.

Когда самолеты противника перестали атаковать корабль, командир лидера капитан 2 ранга В.Н. Ерошенко, одетый в новый китель с орденом Красного Знамени на груди, вызвал в боевую рубку командира БЧ-4 лейтенанта Н.Я. Балмасо-ва Командир приказал собрать вместе с шифровальщиком все секретные документы связи, позывные, опознавательные сигналы, все шифровальные документы и уничтожить в котельном отделении корабля, оформив это актом.

Положение было критическим: следующее попадание авиабомбы грозило «Ташкенту» гибелью. На палубу вынесли пробковые матрасы, спасательные круги и деревянные предметы, используемые при аварийных ситуациях. Большие спасательные шлюпки также находились на палубе, и в них были размещены тяжелораненые моряки.

Подготовку к уничтожению документов связи прервал доклад сигнальщика: «Два «Юнкерса-88» справа 20, угол места 15, дистанция 20 кабельтовых. Идут на корабль!» Оставшиеся в строю два автомата и третья башня лидера открыли огонь. Самолеты зашли с кормы и неожиданно для моряков дали опознавательные сигналы: выпустили зеленую, а затем белую сигнальные ракеты, после чего начали качать крыльями - это были наши Пе-2. Через несколько часов на буксире эсминца «Бдительный» «Ташкент» вошел в Новороссийск…

Лидер «Ташкент» был последним кораблем эскадры, оказавшим помощь Севастополю. Специалисты из технического управления предприняли все меры, чтобы побыстрее заварить пробоины, осушить затопленные помещения и ввести в строй механизмы, необходимые для самостоятельного перехода корабля в Поти, где планировалось поставить его в ремонт. Однако планы командования остались нереализованными. 2 июля после попадания двух авиабомб во время налета на Новороссийск немецкой авиации лидер затонул. Командир БЧ-4 лейтенант Н.Я. Балмасов был контужен. Вместе с «Ташкентом» в Новороссийске погиб и ЭМ «Бдительный»…

6 октября 1943 г. эскадра потеряла еще три корабля. Лидер «Харьков», эсминцы «Способный» и «Беспощадный» были потоплены вражескими бомбардировщиками. После этой трагедии Ставка Верховного Главнокомандования резко ограничила активное использование крупных надводных кораблей на всех флотах.

Трофеи

В августе-сентябре 1944 года при освобождении территории Румынии были захвачены в качестве трофеев около 20 кораблей противника. Для перебазирования из Румынии в порт Новороссийск части кораблей - трех эсминцев, четырех канонерских лодок и минного заградителя - в Констанцу были откомандированы начальник штаба эскадры Ф.С. Марков, флагманский связист эскадры В.А. Биллевич и помощник флагманского связиста эскадры - автор этих строк. С прибытием в порт Констанца Ф.С. Марков приступил к исполнению обязанностей командира соединения надводных кораблей в порту, В.А. Биллевич - начальника штаба соединения и я - флагманского связиста. Затем в Констанцу прибыла группа офицеров, а также старшины и матросы для обеспечения подготовки и перехода кораблей морем до порта Новороссийск.

Необходимо было в кратчайшие сроки освоить незнакомые средства радиосвязи трофейных кораблей, вооруженных немецкой аппаратурой марок «Телефункен», «Лоренс», «Филипс» и др. Пришлось привлечь отдельных румынских специалистов, служивших в период коалиции Румынии с Германией на этих кораблях и проживавших в Констанце. Они провели несколько практических занятий с нашими радистами, и дело с подготовкой пошло успешнее. Освоив новую технику, на кораблях приступили к отработке организации службы связи, для чего проводились как частные корабельные учения, так и общие учения в масштабе соединения.

Вскоре все восемь трофейных кораблей совершили переход в порт Новороссийск. Переходом командовал Ф.С. Марков. Управление и связь обеспечили на переходе выполнение соединением поставленных задач. В дальнейшем три бывших румынских эсминца, получившие названия «Лихой», «Летучий» и «Легкий», вошли в состав Черноморской эскадры. В ноябре 1944 года по представлению вице-адмирала С.Г. Горшкова, возглавлявшего эскадру с сентября 1944 года (в 1956-1985 гг. – главнокомандующий ВМФ – заместитель министра обороны СССР, с 1967 г. – Адмирал Флота Советского Союза) состоялось мое назначение на должность флагманского связиста эскадры.

Вскоре эскадра надводных кораблей ЧФ прекратила боевые действия в акватории Черного моря.

За боевые заслуги перед Родиной в годы войны ряд кораблей Севастопольской эскадры Черноморского флота удостоился высоких наград. Крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», лидер «Ташкент», а также эсминец «Сообразительный» стали гвардейскими. Линкор «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эсминцы «Бойкий», «Беспощадный» и «Железняков» были награждены орденами Красного Знамени.

При обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, при содействии флангам Сухопутных войск, конвоировании транспортов, высадках десантов, обстреле берегов, укреплений и портов противника погибли многие питомцы Военно-морского училища связи, служившие и воевавшие на Севастопольской эскадре ЧФ. Среди них И.С. Острошанский, А.Н. Денисов, Б.П. Кучумов, А.М. Иевлев, А.М. Фоменков, Б.Д. Корнилов, В.П. Сахаров, К.Т. Зурабов, Н.Д. Попов, П.С. Косков.

...Дорогой ценой завоевано счастье жить под мирным небом. Поэтому слова выдающегося флотоводца вице-адмирала С.О. Макарова – «Помни войну!» – актуальны и сегодня. В заключение не могу не привести оценку работы связи и связистов Черноморского флота, данную командующим Черноморским флотом в период Великой Отечественной войны Героем Советского Союза адмиралом Ф.С. Октябрьским: «...С первого и до последнего дня войны радиосвязь была надежным средством управления флотом. ...На протяжении всей войны Военный совет Черноморского флота ... требовал ... устойчивой связи по всем ее линиям. Справились ли связисты Черноморского флота и входящих в него флотилий с этой трудной задачей? Да, справились. С этим согласятся все моряки Черноморского флота, воевавшие с фашистскими ордами на воде и под водой, на берегу и в небе...».

ОТ РЕДАКЦИИ: 6 декабря 2009 года Службе связи ВМФ России исполняется 100 лет. Редакция «РВО» поздравляет с приближающимся юбилеем автора материала, кафедру радиосвязи, Совет ветеранов Военно-морского института радиоэлектроники имени А.С. Попова и всех связистов Российского Флота.

Российское военное обозрение № 10 (57) октябрь 2008
карта сайта | История США |