Письмо Б.Л. Ванникова, А.П. Завенягина, Н.А. Борисова Л.П. Берия о выборе площадок для строительства заводов №817 и 813


25 октября 1945 г.

Сов. секретно

СНК Союза ССР товарищу Л.П. Берия

В октябре с.г. членом-корреспондентом Академии наук, профессором Кикоиным, начальником Челябметаллургстроя НКВД генерал-майором инженерно-технической службы т. Раппопортом и представителем Первого управления Госплана СССР тов. Лавреновым был осмотрен ряд площадок в районах Южного Урала, намечаемых для строительства завода № I и завода №2.

Краткое описание трех из этих площадок прилагается.

Из осмотренных трех площадок лучшими являются площадка между г. Кыш- тымом и рекой Уфой и площадка около стации Маук.

Считаем целесообразным на первой площадке строить завод № 1 и на второй — завод № 2.

Что касается третьей площадки, около озера Кызыл-Таш6, то она хотя и имеет преимущества в бытовом отношении, однако расположена к населенным пунктам значительно ближе первых двух площадок, а именно: от города Кыштым — 15 км и от села Метлино — 11 км. Кроме того, озеро служило бы хорошим ориентиром для обнаружения площадки с воздуха.

Просим утвердить для строительства упомянутых заводов первые две площадки. Проект постановления прилагается.

Б. Ванников А. Завенягин

Н. Борисов

Приложение

Основные данные о площадках, намечаемых для строительства промышленных объектов

При выборе строительной площадки мы ограничились районами Южного Урала вследствие сравнительно малой населенности этого района, покрытого лесами. Кроме того, была принята во внимание целесообразность использования существующей в этом районе мощной строительной организации — Челябметаллургстроя.

При осмотре района были приняты во внимание следующие факторы:

1. Достаточная удаленность площадки строительства от населенных пунктов (возможность изоляции).

2. Рельеф местности.

3. Обеспечение водой.

4. Обеспечение электроэнергией.

5. Транспортные условия.

6. Удобства организации строительства.

7. Бытовые условия и пр.

С этих точек зрения ниже даются краткие описания намеченных площадок.

I. Площадка «А» вблизи ст. Маук

Эта площадка находится на расстоянии 6-7 км от ст. Маук, глухой станции на ж.-д. линии Челябинск — Уфалей. Она отделена от линии ж.-д. горной грядой высотой около 150 м и достаточно удалена от сколько-нибудь крупных населенных пунктов (от Верхнего Уфалея 20 км и от Касли — 25-26 км). В этом районе можно выбрать площадку, удобную по рельефу для возведения промышленных сооружений и для жилья. Какая-либо шоссейная дорога к району площадки не подходит. Питание водой, очевидно, придется осуществить из р. Большой Маук, которая протекает восточнее ж.-д. линии. Водовод придется вести на расстоянии около 12 км. В районе площадки проходит высоковольтная линия передачи 35 кВт, что позволит обеспечить площадку энергией. Весь район площадки покрыт лесом и со всех сторон окружен невысокими холмами. С точки зрения удобства строительства и жилья этот район не уступит некоторым другим намеченным районам, но имеет преимущества в смысле изолированности от населенных пунктов.

II. Площадка «В» между городом Кыштым и рекой Уфа

Эта площадка, с точки зрения удаленности от населенных мест, представляется наиболее изолированной. Она расположена на расстоянии 20-23 км от ближайшего крупного населенного пункта — Кыштыма.

Намеченная площадка, как и все районы, прилегающие к ней, покрыта смешанным лесом и со всех сторон окружена пологими холмами. Для расположения самих сооружений нетрудно подобрать достаточно ровную площадку.

Водоснабжение затруднено тем, что, по-видимому, единственным источником воды для питания объектов может явиться р. Уфа, которую придется запрудить для устройства небольшого водохранилища. Водовод будет иметь длину около 5 км.

Питание электроэнергией можно осуществить от высоковольтной линии, проходящей на расстоянии около 20-25 км от площадки.

Что касается транспортных условий, то в настоящее время к намеченной площадке можно добраться только по существующей узкой лесной дороге.

III. Район пионерского лагеря на берегу озера Кызыл-Таш

Этот пункт находится на расстоянии 15 км к западу от г. Кыштыма. В летние месяцы на этой площадке обычно организуется пионерский лагерь кыштымского механического завода.

Вблизи этого пункта находится небольшой заводской совхоз. В 11 км к западу находится небольшой населенный пункт Метлино (жителей около 1 ООО чел.). Местность покрыта лесом, перемежающимся с пашней, умеренно холмиста и для расположения сооружений, с точки зрения организации строительства, весьма удобна.

Водоснабжение легко осуществляется из оз. Кызыл-Таш.

Энергопитание должно осуществляться от высоковольтной линии (Южно-Уральского кольца), проходящей на расстоянии около 15 км.

Линия ж. д. проходит на расстоянии около 11 км от намечаемого пункта. Кроме того, к площадке ведет проселочная дорога от г. Кыштым.

IV. Чебаркуль

Намечаемое место для строительства представляет собою полуостров, вклинившийся в

оз. Чебаркуль, и отделяется от «материка» узким перешейком шириной около 250 м. Полуостров весь покрыт лесом. На полуострове можно выбрать ровную площадку для возведения промышленных зданий, а на возвышенности северо-западной части полуострова удобно расположить жилые и бытовые постройки.

Питание водой промышленных объектов легко обеспечивается из оз. Чебаркуль.

Вблизи площадки на расстоянии 4-5 км проходит высоковольтная линия, от которой удобно осуществить питание всего объекта.

На расстоянии 4 км от площадки проходит линия ж. д. Челябинск-Златоуст, и проведение ж.-д. ветки к объекту также не представляет больших затруднений.

Существенным недостатком является близость к площадке двух населенных пунктов: села Чебаркуль (около 1000 дворов) и поселка Малковский.

Если провести переселение жителей этих сел в другое место, то по прочим условиям эта площадка представляется весьма удобной для строительства объекта.

Член-корреспондент Академии наук, профессор И.К. Кикоин

19 октября 1945 г.

АТОМНЫЙ ПРОЕКТ СССР: Документы и материалы: В 3 т. /Под общ. ред. Л.Д. Рябова. Т. II. Атомная бомба. 1945-1954. Книга 2 / М-во РФ по атом. энергии; Отв. сост. Г.А. Гончаров. - Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2000.

карта сайта | История США |