СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР


Генерал-лейтенант Анатолий БАШЛАКОВ, начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ОБЛИКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ порождает в обществе и живой интерес, и тревожные ожидания. Это вполне естественно, если принять во внимание масштаб планируемых преобразований.

Подробнее остановлюсь на социальном аспекте:

  • насколько организационно и финансово обоснованы основные социальные гарантии увольняемым военнослужащим?
  • как предстоящее высвобождение военных кадров скажется на рынке труда, где и без того ситуация достаточно напряженная?

Отмечу, что никакого масштабного увольнения военнослужащих не планируется. Количественные параметры увольнения офицеров, в том числе досрочного, в 2009-2011 гг. соответствуют среднестатистическим за постсоветское время.

Опыт, и немалый, по социальной адаптации увольняемых в запас и отставку военнослужащих у нас имеется. На нынешнем этапе мы впервые собираемся строить данную работу на плановой основе, с учетом всех имеющихся ресурсов, в форме ведомственной целевой программы «Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы».

Программа предусматривает решение проблем социально-профессиональной, а также социально-бытовой адаптации военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил, силами и средствами Минобороны России при целенаправленной поддержке государства и общества. При увольнении военнослужащих, включая офицеров, будут соблюдаться все нормы социальной защиты. Им будет оказано содействие в переподготовке и трудоустройстве.

Задачу реализации социальных гарантий предполагается решать по следующим направлениям:

  • информирование и консультиро вание по вопросам, связанным с увольнением с военной службы;
  • профессиональная переподготовка на гражданские специальности;
  • обеспечение жильем нуждающихся;
  • тыловое обеспечение (обеспечение вещевым имуществом, бесплатным проездом к избранному месту жительства и перевозом личного имущества);
  • обеспечение единовременных выплат и назначение пенсий;
  • содействие трудоустройству.

Первые пять из перечисленных направлений находятся в компетенции Минобороны России.

Вопросы содействия трудоустройству законодательно отнесены к полномочиям Минздравсоцразвития России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Прокомментирую некоторые направления.

Информирование и консультирование по вопросам, связанным с увольнением с военной службы

Указанная работа должна проводиться для того, чтобы увольняемые офицеры знали:

  • о полагающихся им по закону социальных гарантиях;
  • куда и к кому обращаться за разъяснением порядка получения положенных выплат, прохождения переподготовки, организации переезда к постоянному месту жительства;
  • о порядке и очередности обеспечения жильем;
  • как будет решаться проблема трудоустройства.

С этой целью планируются:

  • организация «горячих» телефонных линий, форумов на официальном сайте Минобороны;
  • проведение занятий в системе общественно-государственной и профессионально-должностной подготовки;
  • поддержка на официальном сайте Минобороны России раздела, посвященного реализации социальных гарантий;
  • создание и ведение на весь период оптимизации в подчиненных печатных средствах массовой информации Вооруженных Сил специальной рубрики и другие.

Кроме того, спланирована разъяснительная работа в войсках (силах) должностных лиц из числа руководства Минобороны России в составе комплексных групп специалистов заинтересованных центральных органов военного управления.

Эти мероприятия призваны повысить осведомленность увольняемых военнослужащих о ходе оптимизации и связанных с ней социальных гарантиях, улучшить понимание ими целей, мотивов и содержания мероприятий оптимизации, сформировать позитивное мнение по вопросам, связанным с действиями Министерства обороны, других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательских структур и общественных организаций, направленных на реализацию социальных гарантий увольняемых офицеров.

Профессиональная переподготовка на гражданские специальности

Это одно из актуальных направлений работы в связи с современными тенденциями сокращения вакансий на рынке труда.

Не все из увольняемых офицеров имеют право на указанную гарантию. К этой категории мы относим офице-ров-двухгодичников, а также лейтенантов и старших лейтенантов с выслугой менее пяти лет после окончания вуза.

Кроме того, офицеры, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, как правило, уже реализовали право на профессиональную переподготовку.

Также анализ военно-учетных специальностей увольняемых свидетельствует, что более 22% из них имеют специальности, родственные гражданским. Можно предположить, что данная категория не воспользуется правом на переподготовку.

Вместе с тем следует отметить, что при условии дальнейшего ухудшения ситуации на российском рынке труда количество офицеров, желающих пройти профессиональную переподготовку по гражданской специальности, может существенно возрасти.

Переподготовку предполагается организовать силами военно-учебных заведений, гражданских образовательных учреждений и благотворительных организаций.

Военно-учебные заведения. Сегодня 57 военных вузов готовы реализовать программы профессиональной переподготовки по 144 гражданским специальностям с выдачей государственного диплома о переподготовке. В основном предполагается реализация программ с использованием дистанционных технологий. Возможности военных вузов по стационарному обучению на гражданские специальности ограничены только накладными расходами на проезд и проживание.

Преимущество технологий дистанционного обучения - равная доступность образовательных услуг, а также относительно невысокая стоимость обучения. Данной формой предлагается охватить основное количество слушателей.

В части методической помощи мы плотно взаимодействуем с Минобр-науки России.

При разработке ведомственной программы был проведен анализ специальностей, востребованных на рынке труда (по данным Роструда). Военные вузы способны закрыть значительный их сегмент.

Гражданские образовательные учреждения предполагается привлечь только по тем специальностям, которые востребованы на рынке

труда и по которым не ведут переподготовку военные вузы.

При этом будет использоваться преимущественно дистанционная форма обучения.

Очное обучение планируется организовать только по тем специальностям, по которым дистанционное обучение невозможно.

Благотворительные организации. Есть возможность переподготовить определенное число уволенных офицеров при поддержке спонсоров (средства Национального благотворительного фонда, открытого акционерного общества «Компания «Базовый элемент», региональных спонсоров и др.).

В организации переподготовки необходимо учитывать региональный разрез: количество увольняемых в регионе, их военно-учетные специальности, а также наличие военно-учебных заведений. Такой подход использован нами при разработке ведомственной программы.

Обобщая, скажу, что вопросы профессиональной переподготовки увольняемых офицеров на гражданские специальности планируется решить в полном объеме.

Содействие трудоустройству

    В ходе реализации данного направления военному ведомству придется решать три проблемы:

  • профессиональную переподготовку офицер проходит по месту службы, а трудоустраивается в регионе, избранном для постоянного проживания;
  • ситуация на рынке труда ухудшается в связи с глобальным экономическим кризисом;
  • функция трудоустройства отнесена к полномочиям Минздравсоцра-звития России и субъектов Российской Федерации.

Направления работы по содействию трудоустройству достаточно хорошо известны.

Задачу содействия трудоустройству оставшихся планируется решать в тесном взаимодействии с Минздрав-соцразвития России (Рострудом), территориальными органами занятости населения, субъектами Российской Федерации, образовательными учреждениями, общественными организациями, в том числе объединяющими офицеров запаса, бизнес-структурами, имеющими успешный опыт в предпринимательской деятельности, и в целом с работодателями.

С руководством Минздравсоцразвития России достигнуто полное понимание направлений взаимодействия, подготовлено к подписанию министрами соответствующее соглашение.

Следует иметь в виду, что по сведениям, полученным из субъектов Российской Федерации, в среде востребованных профессиональных групп на рынке труда рабочие составляют до 80%, а служащие - до 20%. При этом увольняемые офицеры составляют большинство от общей численности увольняемых. В этом состоит определенная проблема - люди с высшим образованием претендуют на меньший сегмент вакансий.

Очень важен региональный аспект.

В рамках соглашений с субъектами Российской Федерации предполагается привлечь специалистов органов занятости, которые по договоренности с органами военного управления окажут военнослужащим услуги по профессиональной ориентации и консультированию. Минобороны России предоставит субъектам Федерации необходимую информацию (данные по увольняемым военнослужащим - численность, возраст, образование, специальность, количество членов семей и др.). Это позволит зарезервировать часть вакантных или создаваемых рабочих мест за военнослужащими и членами их семей.

Предварительная договоренность об этом уже достигнута с руководством наиболее критичных субъектов Российской Федерации, а с большинством из них уже подписаны соглашения о взаимодействии.

К вопросам трудоустройства планируется также привлечь федеральные органы исполнительной власти.

В первую очередь это силовые ведомства, готовые разместить высвобождаемых офицеров армии и флота, в том числе на должностях гражданской государственной службы. Соответствующая работа уже ведется.

Во-вторых, это гражданские федеральные органы, имеющие территориальные структуры, а также (в рамках соглашений) органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Через сайт Минобороны предполагается организовать доступ к сведениям Роструда по вакансиям в любом регионе страны.

Очень важно отметить, что определенными возможностями по трудоустройству располагают и сами Вооруженные Силы. Так, мы планируем привлечь увольняемых офицеров в качестве гражданского персонала на тех должностях, которые ранее замещались офицерами, - для преподавательской деятельности в системе военно-учебных заведений, работы в военных комиссариатах и т.п. Хотел бы также акцентировать внимание на следующем.

В сложившейся сегодня ситуации востребованы менеджеры, способные оперативно принимать эффективные решения в условиях кризиса. Это должны быть специально подготовленные управленцы с опытом работы.

Уволенные офицеры - категория, наиболее отвечающая этим требованиям. В период службы они не раз в условиях ограниченного времени принимали оптимальные решения. Да, им необходимо адаптироваться в условиях рыночной экономики, получить недостающий объем знаний. Мы попытаемся удовлетворить эти требования в ходе их переподготовки.

Завершая разговор, отмечу, что мы осознаем объем и напряженность предстоящей работы. Но это работа, еще раз подчеркну, плановая, реальная и обеспеченная ресурсами.

Поэтому мы твердо уверены в правильности выбранных направлений и результативности развернутого совершенствования военной структуры государства.

БАШЛАКОВ Анатолий Александрович родился 11 мая 1957 г. в с. Машково Брянской области. Окончил Рижское высшее военно-политическое училище (с золотой медалью, 1981 г.), Военно-политическую академию (с отличием, 1990 г.).

Служил в Ракетных войсках стратегического назначения в должностях, связанных с воспитанием личного состава и боевым управлением. Был командиром ракетного полка, заместителем командира ракетной дивизии. После окончания в 2000 году (с отличием) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - начальник штаба - первый заместитель начальника 1-го

Государственного испытательного космодрома (космодром Плесецк).

С марта 2003 года - начальник 1-го Государственного испытательного космодрома (космодром Плесецк). Указом Президента РФ от 25 июля 2007 г. назначен начальником Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ.

Российское военное обозрение № 3 (62) март 2009
карта сайта | История США |