ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА МИД ИЗРАИЛЯ А.ЛЕВАВИ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ МИД ИЗРАИЛЯ У.ЭЙТАНУ



29 января 1953 г.

Распространено мнение, что развитие советской политики в отношении Израиля обязательно ослабит наши позиции по отношению к Западу. Нынешняя коммунистическая политика однозначно ставит нас в ситуацию, когда у нас нет другого выбора, кроме как присоединиться к Западу, в то время как арабы имеют свободу маневра. Запад, в результате, вынужден идти им на определенные уступки, чтобы не допустит^ коммунистической экспансии в арабском мире. Я хотел бы опровергнуть эту точку зрения.

а. Экономическая зависимость Израиля от Запада была хорошо известна и до того, как начался нынешний этап коммунистической политики по отношению к нам.

б. Советы не использовали свою антиеврейскую политику в пропаганде на арабов. В этом, кстати, одна из причин точки зрения госдепартамента, не считающего, что нынешняя советская политика как-то ориентирована на арабов. Эта позиция американской и английской дипломатии прояснилась в ходе контактов, состоявшихся в последние недели.

в. Если бы, например, во время второй мировой войны кто-то предостерег египетского короля Фарука: «Не поддержишь нас — придет Роммель», тот наверняка подумал бы: «Ну и пусть, я и с ним договорюсь не хуже, чем с Монтгомери». И, кстати, такой вывод вполне имел право на существование — по крайней мере, он был весьма распространен среди многих арабских лидеров.

Совершенно иная ситуация возникла в условиях угрозы новой мировой войны. Ни один арабский лидер, находящийся у власти или имеющий возможность прийти к власти в обозримом будущем, не может тешить себя иллюзиями относительно того, что с ним будет, если его страну захватят Советы. То есть здесь Запад должен сказать арабам: если вы не поможете нам уже сейчас, позволив осуществить надлежащие приготовления, в конце концов ваши страны будут в случае войны оккупированы советскими войсками.

г. Несмотря на то, что Израиль испытывал экономическую зависимость от Запада с первых моментов своего существования, значительное влияние в стране (в первую очередь, среди наиболее важных в профессиональном и социальном плане слоев, а также среди самых перспективных возрастных групп) получили коммунистические, прокоммунистические и нейтралистские воззрения. Ныне национальное руководство борется с этими настроениями с растущим успехом. Проявившаяся сейчас ненависть Советов к Израилю подорвала влияние этих воззрений в стране. Развитие событий в Израиле с момента проявления антиизраильского характера советской политики способно привести к сплочению всего народа, за исключением ничтожного меньшинства, пробудить общенациональную готовность активно, мужественно и преданно защищать демократию.

Это духовное развитие может замедлиться и даже дать обратный ход лишь в одном случае: если проарабская политика Запада, проявляющаяся в усилении военной мощи арабов и создании региональных оборонительных союзов, создаст ситуацию, которую значительная часть израильской общественности будет толковать как угрозу безопасности и самой независимости государства. В этом случае действительно возможно возрождение нейтралистских настроений. Нет сомнения в том, что коммунисты и близкие к ним силы прибегнут ко всем возможным пропагандистским маневрам для усиления настроений разочарования, горечи и нейтрализма среди израильского общества.

Поскольку в арабских правящих кругах отсутствуют силы, которые коммунисты могли бы убедить в возможности достижения с ними серьезных компромиссов, не исключено, что волна разочарования Западом усилит в Израиле политические группы (уже сейчас обладающие определенным весом и возможностями), среди которых коммунистическая пропаганда способна породить иллюзии о преходящем характере антиизраильской составляющей советской политики и о возможности достичь с Советами такого сосуществования, которое не нанесло бы ущерба властным устремлениям этих групп.

д. Предпочтение Западом арабов может, таким образом, подорвать нынешние умонастроения в израильском обществе. Однако усиление Израиля, с одной стороны, и советская опасность — с другой, способны привести арабских лидеров к признанию того факта, что политика шантажа, проводимая ими по отношению к Западу, зашла в тупик и пришло время отказаться от традиционного курса, четко обязавшись пойти навстречу главным силам защитников демократии; продолжение блефа «политики отказа» принесет им лишь ущерб.

е. Нельзя игнорировать существенное отличие арабских стран, например, от Ирана. В арабских государствах нет движения, хоть сколько-нибудь схожего с откровенно коммунистической, влиятельной и хорошо организованной иранской Туде. Нет и шансов, что нечто подобное возникнет здесь в обозримом будущем, — разве только в результате советской оккупации Ближнего Востока.

ж. Попытки достичь внутренней стабильности в Египте или Сирии ценой усиления нестабильности в регионе в целом (такие попытки предпринимаются некоторыми арабскими лидерами, стремящимися укрепить владычество в своих странах) являются иллюзорными. На самом деле фактор нестабильности, отсутствия мира между Израилем и арабами лишь ставит под вопрос прочность позиций этих арабских лидеров. Соревнование в националистическом антиизра- ильском экстремизме между оппозицией и «партией власти» в Сирии и Египте будет ежедневно и ежечасно подталкивать арабских лидеров к выдвижению все новых требований к Израилю. Любая западная уступка в этой области неизбежно приведет к новым арабским требованиям или враждебным действиям. Пока проблема не получила принципиального решения, ситуация будет вращаться в заколдованном круге, или, точнее, двигаться по сужающейся спирали к дальнейшей эскалации обстановки.

Эта хроническая болезнь заразна и может быть вылечена лишь хирургическим путем. Так, например, проблема беженцев может быть решена только расселением их в арабских странах, а стабилизация обстановки в регионе возможна лишь на путях подписания мира между арабами и Израилем.

Если в ходе такого процесса рухнет режим какого-нибудь диктатора вроде Шишекли, вместо него в Сирии в любом случае не возникнет режим, более близкий к Советам. С другой стороны, если арабское руководство убедится в том, что Запад не поддается на шантаж и не готов предпочесть арабов Израилю ни в военной, ни в военно-политической области и что «политика отказа» не мешает Западу осуществлять действия, направленные на защиту региона во имя интересов демократии во всем мире, и заключать двусторонние соглашения с силами, готовыми содействовать в этой защите, фактически усиливая Израиль путем предоставления ему военной помощи, — в этом случае у арабских лидеров произойдет освобождающий сознание кризис и откроется путь к установлению подлинной стабильности в регионе в целом и в каждой арабской стране в отдельности. Тогда можно будет расселить беженцев, установить мир между Израилем и арабами, оказывать экономическую помощь во имя со-, циального прогресса в арабских странах, предоставлять Ближнему Востоку военную помощь и создавать региональные организации. Это послужит интересам независимости и демократии, защиты региона от внешних угроз.

Только реальный императив, вызванный безвыходностью ситуации и отсутствием перспектив такого выхода, способен вывести арабские страны на этот путь — и чем раньше это произойдет, тем лучше. В любом случае Запад будет вынужден проводить курс на то, чтобы добиться желаемого для него урегулирования обстановки на Ближнем Востоке. Если верх возьмут подозрительность или иллюзии, исторический шанс может быть упущен.

Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I. Книга 2: 1941-1953. — М.: Междунар. отношения, 2000.

карта сайта | История США |