НОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР ПРАВИТЕЛЬСТВУ ИЗРАИЛЯ



21 ноября 1951 г.

Советское Правительство считает необходимым заявить Правительству Израиля следующее.

14 октября с.г. в печати были опубликованы предложения правительств США, Англии, Франции и Турции, с которыми они официально обратились к правительству Египта по вопросу о создании так называемого союзного средневосточного командования для совместной обороны Ближнего и Среднего Востока. Известно также, что указанные предложения были переданы правительствам Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена, Израиля и Трансиордании. 10 ноября была опубликована Декларация правительств Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции и Турции по этому же вопросу, переданная правительствам указанных стран.

Упомянутые предложения предусматривают создание «союзного командования на Среднем Востоке», размещение на территории Египта и других стран Ближнего и Среднего Востока иностранных вооруженных сил, а также размещение на территории Египта штаба этого командования и предоставление Египтом, как и другими странами этого района, в его распоряжение вооруженных сил, военных баз, коммуникаций, портов и др. сооружений. Вместе с тем эти предложения предусматривают, что так называемое средневосточное командование будет связано с организацией Атлантического блока.

Из предложений и Декларации четырех государств следует, что требование’указанных государств о создании в районе Ближнего и Среднего Востока упомянутого совместного командования имеет своей целью вовлечение государств района Ближнего и Среднего Востока в осуществляемые Атлантическим блоком военные мероприятия под предлогом организации «обороны» этого района.

Как Советское Правительство уже неоднократно указывало в своих официальных документах, дела Атлантического блока не имеют ничего общего с задачами обороны его участников. Напротив, факты показывают, что этот блок преследует агрессивные цели и направлен против СССР и стран народной демократии. Вместе с тем цели Атлантического блока противоречат основным принципам Организации Объединенных Наций, задачей которой является поддержание мира и установление дружественных отношений между народами, а не создание блоков одних государств, направленных против других.

Мероприятия, проводимые организаторами Атлантического блока в Европе и в других районах, показывают, что он является орудием агрессивной империалистической политики его организаторов во главе с Соединенными Штатами Америки. Уже одно это показывает, что план создания предусматриваемого предложениями четырех стран средневосточного командования не имеет ничего общего с интересами поддержания мира и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, как и с подлинными национальными интересами государств этого района. Это видно также из того, что с организацией такого командования связываются широкие планы создания новых и расширение имеющихся военных баз в Египте, Ираке и др. странах Ближнего и Среднего Востока, продление пребывания в этих странах, а также ввод на их территории новых иностранных вооруженных сил вопреки ясно выраженной воле населения этих стран.

Осуществление плана создания так называемого средневосточного командования привело бы к фактической военной оккупации стран Ближнего и Среднего Востока войсками стран — организаторов Атлантического блока, прежде всего войсками США, Англии, а также некоторых других государств, в том числе таких как Австралия и Новая Зеландия, расположенных на расстоянии 12-15 тыс. км от этого района. Что означало бы такое положение для стран Ближнего и Среднего Востока, нетрудно видеть на примере некоторых из этих стран, подвергшихся десятки лет тому назад оккупации иностранными войсками, которые продолжают находиться там и по сей день, несмотря на законные требования народов этих стран о выводе с их территории иностранных войск.

Оккупация стран Ближнего и Среднего Востока иностранными войсками и создание на их территории иностранных военных баз в соответствии с планами образования средневосточного командования не могут не привести к потере этими странами независимости и суверенитета и к подчинению их некоторым крупным державам, пытающимся использовать их территорию, их материальные ресурсы — нефть, хлопок и др. — в своих агрессивных целях.

Всякие ссылки на интересы обороны стран Ближнего и Среднего Востока на деле являются лишь прикрытием, маскирующим вовлечение стран Ближнего и Среднего Востока в военные мероприятия Атлантического блока, направленные против Советского Союза и стран народной демократии.

В этой связи Советское Правительство считает необходимым подчеркнуть тот общеизвестный факт, что Советское Правительство с первых дней существования Советского Государства относилось с пониманием и сочувствием к национальным стремлениям народов Востока и к их борьбе за национальную независимость и суверенитет. В отличие от тех держав, которые привыкли смотреть на страны Ближнего и Среднего Востока как на свои колонии, Советский Союз, следуя своей неизменной политике поддержки справедливых национальных требований народов, как больших, так и малых, всегда признавал за ними право на самоопределение вплоть до создания самостоятельного независимого государства, о чем хорошо известно народу Израиля. Такая политика Советского Союза соответствует не только коренным национальным интересам народов Ближнего и Среднего Востока, но также и интересам поддержания всеобщего мира.

Советское Правительство всегда неуклонно проводило политику мира, о чем свидетельствуют его конкретные предложения, направленные на укрепление мира и безопасности, с которыми Советский Союз многократно выступал в прошлом и выступает в настоящее время в Организации Объединенных Наций, призывая положить конец гонке вооружений, запретить атомное оружие, сократить вооруженные силы пяти великих держав на одну треть, прекратить агрессивную войну в Корее, заключить пакт мира.

Все это показывает, насколько абсурдными являются всякого рода заявления о какой-то угрозе для стран Ближнего и Среднего Востока, ссылками на которую пытаются оправдать необходимость создания так называемого средневосточного командования, и каковы действительные цели, преследуемые правительствами США, Англии, Франции и Турции в связи с их предложениями о создании такого командования.

Советское Правительство считает необходимым обратить внимание Правительства Израиля на то, что участие Израиля в так называемом средневосточном командовании нанесет серьезный ущерб существующим между СССР и Израилем отношениям, а также делу поддержания мира и безопасности в районе Ближнего и Среднего Востока.

Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I. Книга 2: 1941-1953. — М.: Междунар. отношения, 2000.

карта сайта | История США |