СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ В ОТНОШЕНИИ КИТАЯ


КРЕМЛЬ И КИТАЙ

Прежде чем проанализировать стратегию и цели СССР в отношении Китая, необходимо попытаться оценить эту страну с точки зрения Кремля.
В сфере экономики Кремль, безусловно, хотел бы получить в свое распоряжение природные ресурсы Маньчжурии и в меньшей степени - Северного Китая, не допустить к ним Японию и развивать принадлежащий ему Дальний Восток. Что касается большей части собственно Китая, Кремль рассматривает ее лишь как огромную богадельню, ответственности за которую следует избегать.
При этом отсутствует какое-либо основание считать, что лишенные романтики кремлевские деятели питают какие-либо иллюзии в отношении потенциальной мощи Китая. В любой войне в обозримом будущем Китай в лучшем случае будет слабым союзником, а в худшем - слабым противником. В то же время при определенных условиях регионы Китая, в частности Маньчжурия и Синьцзян, могут служить В качестве плацдарма для нападения на СССР третьей страны. Следовательно, Кремль, чрезвычайно щепетильный в отношении своих границ, должен считать Маньчжурию и Синьцзян брешами в своей защитной буферной зоне.
Одновременно политическая ситуация в Китае должна пробудить агрессивный интерес Кремля. В борьбе за мировое господство, которую Кремль ведет главным образом политическими методами (даже в условиях гражданской войны), лояльность миллионов китайцев имеет большое значение. Эта лояльность имеет значение только при отсутствии лояльности к свободному миру. Есть смысл бороться за Китай, потому что завладение им представляло бы собой внушительную политическую победу и с практической точки зрения - обретение огромного людского ресурса для усиления политического влияния на остальной части Восточной Азии.
Поэтому в отношении Китая цель Кремля состоит в расширении своего влияния и в конечном счете - в установлении контроля над всей территорией этой страны.
Стратегия Кремля, направленная на достижение этой цели, состоит в 1) подрыве и последующем подавлении любого активного сопротивления коммунистической экспансии, 2) установлении максимально жесткого контроля над всеми местными коммунистическими элементами и их пособниками. для подавления сопротивления в Китае используются две самые мощные местные политические силы: чувство национализма (антиимпериализма), направленное против внешнего сопротивления, и стремление к реформе и новому порядку, используемое против внутреннего сопротивления - центрального правительства. А так как одним из основных направлений наступления является антиимпериализм, СССР проявляет чрезвычайную осторожность, чтобы избежать какой-либо видимости откровенного вмешательства. для ведения борьбы Советский Союз опирается на местные элементы, китайских коммунистов и примкнувшие к ним группы.
Процесс постановки под кремлевский контроль китайских коммунистов и их пособников уже начался. Это проявилось по крайней мере в одном случае - в случае с Ли Лисянем, когда явного сталиниста выдвинули на высокий пост. Это также проявляется в сокращении размера территории, подчиняющейся коммунистам собственно в Китае. Это большевистская адаптация классической доктрины «разделяй И властвуй». Имеются признаки того, что для Западной и Северной Маньчжурии и провинции Синьцзян уготованы сепаратистские режимы, подчиняющиеся Москве напрямую (тем самым одновременно заполняются бреши в советской буферной защитной зоне). Кроме того, китайским коммунистам было отказано во власти над некоторыми маньчжурскими монголами, но пока разрешается иметь коммунистическое господство над джехольскими монголами.
Могут спросить, зачем нужны такие меры предосторожности, если, как некоторые утверждают, все коммунистические партии, в том числе и китайская, послушно выполняют московские директивы и являются рабски послушными орудиями Кремля? Ответом является то, что Сталин и его собратья по Политбюро не сильно доверяются человеческой натуре. Их склонность к цинизму подкрепляется собственным опытом: начиная с опыта, с которым каждый из них пришел к власти, заканчивая поучительным отступлением товарища Тито. Безусловно, общая идеология обеспечивает им тесную связь. Но опытные кремлевские заговорщики задаются вопросами в отношении каждой иностранной коммунистической партии: кто контролирует партийный аппарат, кто контролирует тайную полицию, кто контролирует (если они есть) вооруженные силы и не сильнее ли властолюбие иностранного лидера его страха перед Кремлем?
Если применительно к Китаю Кремль находит ответы на эти вопросы столь же неудовлетворительными, какими они были в случае Югославии, то Москва стоит перед необходимостью решения довольно трудной проблемы установления полного контроля над китайскими коммунистами, хотя бы потому, что Мао Цзэдун имел возможность укреплять свою власть в десять раз дольше, чем Тито.
С другой стороны, несмотря на то, что все элементы китайского коммунистического аппарата подконтрольны Кремлю, а также несмотря на чрезвычайную лояльность Мао в настоящее время, ситуация для Москвы по-прежнему неудовлетворительна. Китай слишком велик, слишком многолюден. Нельзя допустить, чтобы кто-то заполучил его целиком, даже если это Мао и его люди: для них это было бы слишком большим искушением, тем более что они вознеслись бы к власти отчасти благодаря пьянящему национализму. В таких вопросах Кремль предпочитает по возможности не рисковать.
Наконец, могут сказать, что в отношении Китая основной интерес Кремля состоит не в том, как помочь китайским коммунистам подавить сопротивление и выиграть гражданскую войну. Они делают все необходимое в этом отношении. Но как обеспечить полный и длительный контроль над ними и их пособниками. Ни у кого, кроме Кремля, нет такого умения, такой ловкости и терпения, необходимого для его достижения. В памяти Кремля все еще свежо воспоминание о своей бессмысленной и рискованной попытке открытого вмешательства в 1927 году, о своих опрометчивых попытках подстегивать азиатскую революцию из Москвы, только приведших к «измене» революции приближенного пособника - Чана КаЙши.

РОЛЬ США В КИТАЕ

Кому-то, возможно, покажется неудивительным, что, когда удача отвернулась от Чана, правительство США решило связать себя с ним еще теснее, так как мы ставим знак равенства между Чаном и тем, чего мы добиваемся - единым сильным Китаем. Поэтому было естественно, чтобы, отчасти демонстрируя свою веру в будущее центрального правительства, наше правительство в разгар Второй мировой войны настаивало на предоставлении Китаю места одной из пяти великих держав послевоенного мира. Также понятно, что нам следовало бы продолжать оказывать поддержку Чану в гражданской войне еще долгое время после того, как стало очевидным, что победить в ней он не сможет.
Это выполняемое исключительное обязательство перед Чаном понятно, но оно не является тем, что называется хорошей дипломатией. Оно заставляет наше правительство следовать единственным курсом, не оставляя для себя никаких альтернатив, никакой свободы маневра. Такая утрата инициативы может оказаться не фатальной, если события будут развиваться в нашу пользу. Однако в нынешней ситуации в Китае события направлены против нас, и нам необходима свобода маневра или даже стоянка в какой-нибудь заводи до тех пор, пока мы точно не определимся в своих ориентирах.

ВЫВОДЫ


ОТДАЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ

Из приведенного в настоящем документе анализа демографических и экономических факторов следует, что, по-видимому, в течение последующих лет Китай будет страдать от 1) огромного избытка населения, что, по всей вероятности, приведет к 2) снижению уровня жизни до и даже ниже прожиточного минимума. Это в свою очередь станет причиной 3) народных волнений, 4) экономической отсталости, 5) культурной отсталости и 6) неконтролируемой рождаемости.
Учитывая этот порочный круг, В будущем у Китая есть только две альтернативы - либо хаос, либо авторитаризм. В столь неблагоприятной среде никакая демократия укорениться не сможет.
Скорее всего авторитаризм сможет разорвать этот пор очный круг С помощью решительных мер, например насильственной «национализации». В лучшем случае осуществление таких мер приведет к тяжелым и длительным последствиям для всей социальной структуры. В худшем случае они спровоцируют такое восстание, которое снова ввергнет страну в состояние полного хаоса.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Из анализа, приводимого в предыдущих разделах, следует, что Гоминьдан и центральное правительство настолько ослабли, что можно считать их находящимися на грани поражения в своей длительной борьбе с китайскими коммунистами.
Естественно, возникает вопрос: в этой неблагоприятной ситуации существует ли возможность спасения для Гоминьдана и центрального правительства в его нынешнем составе и не могла бы американская помощь переломить ход гражданской войны? Ответ на первую половину вопроса отрицателен. Уже десять лет назад имелись признаки, а теперь отчетливо видно, что для победы комбинации Чан - Гоминьдан - центральное правительство не хватает политического динамизма. Ответ на вторую половину вопроса: «Могла бы, но только в случае если CШA будут оказывать помощь в таком объеме и так долго, сколько будет необходимо».
Помощь, которую мы оказывали и оказываем ... недостаточна для сдерживания коммунистического наступления и совершенно недостаточна для его подавления. При ответе на вопрос, сколько еще нужно помощи, вряд ли потребуется прибегать к арифметической прогрессии; скорее всего, геометрическая прогрессия будет находиться ближе к истине. «Помощь всеми средствами» означает откровенное вмешательство. Откровенное вмешательство усилит сопротивление интервенту. Разветвленные силы нового национализма и традиционной для Китая ксенофобии объединятся с коммунистами, связи которых с СССР в глазах китайцев тонут в сиянии неистового антиимпериализма коммунистов. Открытое вмешательство США усилит политические позиции коммунистов настолько, насколько оно усилит позиции Чана в военном отношении. Таким образом, чем глубже наше открытое вмешательство в имеющую глубокие корни китайскую революцию, тем обширнее наше политическое участие, тем больше оснований у китайцев рассматривать националистическое правительство в качестве постыдной марионетки, тем сложнее становится наша задача, тем больше экономическая стоимость нашего вмешательства.
В конечном счете, даже если оптимистично предположить, что американский народ не откажется платить такую политическую и экономическую цену, что коммунисты будут разбиты и что центральное правительство возглавит объединенный Китай, то что потом? Имеются ли гарантии того, что центральное правительство быстро не обанкротится и не обратится к нам снова? Какие у нас гарантии, что не начнется снова революция (основные причины которой мы устранить не сможем) и она не будет снова использована Кремлем? И когда кончится наше неприятное бремя политической, военной и финансовой ответственности за центральное правительство Китая?
Следовательно, «помощь всеми средствами» центральному правительству является политикой, чреватой гигантскими, неопределенными и опасными последствиями. Американское правительство не может ставить на кон престиж и ресурсы США
Тогда мы должны быть готовы к тому, что уход центрального правительства в том виде, в каком мы его знаем, является, по-видимому, лишь вопросом времени ...
Ирония состоит в том, что в то время как руководство китайских коммунистов желало бы замаскировать свои связи с МОСК-

ПОЛИТИКА США

Традиционные цели США в отношении Китая - а) международное признание территориальной и административной целостности Китая, б) равные возможности и в) стимулирование развития дружественного и объединенного Китая - могут быть приняты за основу представления наших долгосрочных устремлений.
Учитывая китайские реалии и ограниченность наших возможностей, очевидно, что в настоящий момент и в течение некоторого времени наши традиционные цели недостижимы. Поэтому в обозримом будущем нам нужна политика, которая могла бы служить нам в качестве практического ориентира в китайской неразберихе.
Тем не менее на данной стадии разработка какого-либо детального курса на несколько ближайших лет была бы заблуждением. Текущая ситуация настолько хаотична, и то, что последует за уходом нынешнего центрального правительства, будет настолько нестабильным, что какой-либо определенный рецепт для дальнейших действий был бы обманчивым. До тех пор пока мировая ситуация серьезно не прояснится, особенно в отношении СССР и Китая, наша политика на ближайшее будущее должна строиться максимально гибко и просто. В связи с этим политика США в отношении Китая в ближайшем будущем должна состоять в том, чтобы:
а. Продолжать признавать центральное правительство в его нынешнем составе.
б. В случае ухода центрального правительства в том виде, в каком мы его знаем, принимать решение о признании с учетом существующих на тот момент обстоятельств.
в. Препятствовать, насколько это возможно, превращению Китая в придаток советской военно-политической машины.

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТАКТИКИ США

Осуществляя вышеизложенную политику, мы должны иметь в виду следующие принципы, которые должны определять нашу тактику.
Мы должны понять, что в Китае действуют глубоко скрытые гигантские местные силы, которые нам неподвластны. Поэтому мы должны принять как факт то, что наши возможности влияния на ход событий в Китае сильно ограничены. Если мы сделаем или будем вынуждены сделать шаг вопреки основным китайским силам, эта ограниченность усилится и мы потерпим поражение. И наоборот, если мы будем действовать таким образом, чтобы использовать эти естественные силы в своих интересах, наше влияние возрастет.
Кроме того, мы должны понять, что возможности Кремля влиять на Китай и использовать его в своих глобальных целях жестко ограничены демографическими, экономическими и политическими соображениями, рассмотренными в настоящем документе. Невероятно, чтобы в течение ближайших решающих пяти лет Кремль смог мобилизовать ресурсы и людские резервы Китая до уровня, представляющего серьезную угрозу безопасности США. Остается несомненным, что Кремль мог бы, если он сохранится как агрессивная международная сила, добиться этого со временем. Если советский империализм не сохранится, то китайский коммунизм будет доставлять нам значительно меньшее беспокойство, поскольку он имеет потенциально серьезное значение для нас только в качестве возможного придатка советской военно-политической машины.
Из предыдущих двух абзацев следует, что судьба Китая находится в значительной степени в его собственных руках. Ответственность за спасение или разрушение Китая лежит, по существу, на китайцах, а не на иностранцах.
При осуществлении долгосрочного планирования для других стран Дальнего Востока мы должны учитывать, что в течение некоторого времени Китай будет представлять собой хаотичный и ненадежный фактор на дальневосточной сцене.
Ввиду непредсказуемости Китая нам не следует принимать на себя неизменные обязательства придерживаться какого-либо одного направления или поддерживать какую-либо одну группировку в Китае, и мы должны быть готовы освободиться от них, когда станет очевидным, что какая-либо занимаемая нами позиция становится проигрышной.
Мы не должны полагаться на субъективное отношение какой-либо китайской группировки или правительства к США. В общем и целом страх и выгода всегда были и по-прежнему являются факторами, определяющими отношение к нам иностранных правительств, но при условии, что эти факторы находятся в умелых руках.
Если необходимо, чтобы к нашей силе относились с уважением, а не с презрением, ее следует использовать эффективно, а не растрачивать попусту. Существуют четыре основных направления применения наших сил: военное, экономическое, политическое и культурное. Мы должны признать, что эффективное использование нашей военной мощи невозможно из-за чрезвычайно высокой стоимости. Кремль, полагаясь прежде всего на культурно-политические меры и избегая откровенного вмешательства, добился феноменальных успехов в использовании китайской революции в своих целях. В борьбе за расположение Китая наиболее эффективным приложением наших сил будут политическое, культурное и экономическое направления.
Экономическая выгода воспринимается как должное, если она не сопровождается определенными требованиями. Поскольку после поражения Чана Кайши мы также должны иметь необходимые экономические рычаги, они не должны быть жестко закреплены за конкретными получателями. Президент и правительство должны иметь возможность предоставлять помощь или полностью или частично отказывать в ее предоставлении. Только тогда политико-экономическое влияние США станет ощутимым.
карта сайта | История США |